Когда Ментов и прокуроров призовут к ответу?
Jun 08,2010 00:00 by Павел ГАНЖАРА, Алла ДУБОВАЯ, Д

Смерть студента в районном отделении милиции Киева не осталась безответной. Она стала поводом для проведения Всеукраинской акции протеста против милицейского произвола.

19 мая в районном отделении милиции Шевченковского района города Киева погиб 20-летний студент. Объяснение случившегося милицией заставляет вспомнить известный анекдот: «Он сам поскользнулся на корке апельсина и упал на нож, которым я этот апельсин чистил. И так шесть раз». На этот раз менты пояснили, что юноша умер из-за того, что несколько раз упал, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Конечно же, в изоляторе временного содержания райотдела милиции.

Зная наших «правоохранителей», правозащитные общественные организаций призвали общественность 1 июня провести акцию «против беспредела и беззакония отечественных милиционеров». В Киеве она прошла возле Шевченковского райотдела милиции, где собралось более 30 не безразличных челвек. Акция синхронно прошли также в Донецке, Житомире, Евпатории, Львове, Ивано–Франковске, Ровно, Тернополе, Ужгороде, Хмельницком, Харькове и ряде других городов. Всего к акции присоединились семнадцать городов Украины.

В Донецке правозащитники блокировали здание областного управления МВД. Правозащитники потребовали  наказать виновников гибели студента, «покарать нелюдей в погонах… и положить конец кровавому беспределу».

В Донецке много собственных, местных, поводов протестовать против беспредела «кривоохранителей». Беспредел в регионе достиг таких высот, что за дела жертв произвола взялся Европейский суд по правам человека. 4,1 тыс. евро должно выплатить Госказначейство Украины 28-летнему подследственному, бывшему жителю поселка Курахово, а ныне – заключенному Алексею Москаленко. О таком решении, принятом в Страсбурге, стало известно буквально на днях. «Контраст» неодноркатно писал о судьбе этого юноши. Его и Александра Шаповалова обвинили в убийстве пенсионера, которое произошло ночью 27 июня 2003 года. На момент ареста Алексей Москаленко окончил техникум, он не был судим и ранее к каким либо уголовным делам не привлекался. У Шаповалова нашли окровавленную одежду и украденные вещи покойного. Он получил восемь лет тюрьмы и с приговором согласился.

Алексей Москаленко на протяжении семи лет, не смотря на пытки и издевательства, не соглашался взять на себя чужую вину. Суд  дал молодому человеку 15 лет колонии за убийство, хотя ни в ходе следствия, ни в ходе судебных слушаний его вина доказана не была. На  его одежде не было крови, не нашли его отпечатков на месте преступления, не обнаружили и каких-либо иных вещественных доказательств его соучастия. Верховный суд отправил дело на дополнительное расследование, но парень продолжает томиться в застенках без обвинительного приговора уже почти 7 лет. На что и указал Европейский суд. Он  признал, что Украиной нарушена «Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод» в части права каждого гражданина на разумный срок судебного разбирательства. Кассационную жалобу Алексея Москаленко Верховный суд Украины в очередной раз рассмотрит 29 июня. Он добивается полного оправдания.

Весьма резонансной является ситуация, в которой сотрудники одного из райотделов милиции Донецка фигурируют в качестве преступников. Из материалов проверки следует, что работники милиции находились 9 мая 2010 года на месте ДТП на автодороге «Ясиноватая – Донецк». Увидев на проезжей части тяжело травмированного пешехода и автомобиль – участник ДТП "Daewoo Lanos", они представились присутствующим работниками органов внутренних дел и, намереваясь скрыть тяжкое преступление, не сообщили о нем и не вызвали скорую медицинскую помощь.

Пострадавшего в ДТП работники милиции поместили в автомобиль "Daewoo Lanos" и покинули место происшествия. Со слов милиционеров, в ходе поездки потерпевший скончался. Для сокрытия преступления правоохранители приняли решение спрятать труп на территории села Пески Ясиноватского района, а автомобиль укрыли в одном из гаражных кооперативов города Донецка.

Не менее, нежели в упомянутом случае с Алексеем Москаленко, подлое и мерзкое дело ведется против Сергея Тольского. Его судьба во многом перекликается с судьбой Москаленко. Нарушения начались с момента задержания и предъявлению обвинения. Его обвинили в убийстве, хотя он имеет алиби, все указывает на причастность к этому преступлению других лиц. За Сергея вступаются потерпевшие, дети погибшего. Однако фальсификация этого дела зашла настолько далеко, что Сергей два года находиться под стражей, к нему применялись пытки.

 В одном из своих заявлений Сергей рассказал о полном произвола и фальсификациях дела. В феврале 2008 года он познакомился с Таней. Молодые люди начали встречаться, возникли дружеские отношения. Её отца видел мельком всего раз в жизни. Естественно ни о каких конфликтах с ним не могла быть и речи. В это время он проживал со своим товарищем Николаем Войновым, снимая квартиру на двоих. Заканчивал четвертый курс престижного ВУЗа. Казалось, судьба молодого человека ясная и безоблачная. Но  9 октября 2008 года  случилась трагедия. Возвращаясь, домой отец Тани нарвался возле кафе на пьяную драку. В результате, как рассказывали свидетели, два подонка пошли вслед за ним. Домой Григорий так и не возвратился. Его нашли истекшим кровью с многочисленными ножевыми ранениями. Служебно-разыскная собака взяла след, но он оборвался возле дороги, где преступники сели в автомобиль и уехали. Почему-то эту версию в Калининском РОВД Донецка отбросили и не расследовали. Пошли по пути наименьшего сопротивления.

Таня, узнав о гибели папы, срочно позвонила своему парню, который не мог найти себе места, потому что девушка не отвечала на его звонки. И не могла ответить, так как её и её маму с пристрастием допрашивали в райотделе. Сергей сразу же примчался домой к подруге. Вернулась она из райотдела только под вечер в сопровождении сотрудника милиции Стрельца, который и задержал парня. Под пытками его принудили сознаться в несовершенном преступлении. В журнале посетителей РОВД он зарегистрирован не был. После применения пыток в течении нескольких часов, его наконец-то допросил следователь Шидловский. После чего пытки возобновились. Угрожали также подкинуть наркотики брату и посадить его, также возбудить уголовное дело против матери. Угрожали посадить и Таню как соучастницу. Так и были выбиты признательные показания.

Однако дело начало трещать по швам с самого начала. Сначала у Сергея появилось железное алиби. Его друг, который с ним на пару снимал квартиру, подтвердил, что Тольский никуда в тот черный вечер не отлучался и во время совершения преступления находился за несколько километров от места происшествия. Но это не устраивало милицию и прокуратуру Калининского района. И после давления на Войновича его показания резко изменились. И уже против матери Сергея пытаются возбудить уголовное дело. Якобы она принуждала Войновича к даче ложных показаний. С неё даже взяли подписку о невыезде. С целью подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в заявлении Войновича о принуждении к его к даче заведомо ложных показаний против Сергея Тольского, прокуратура не сделала ничего. Свидетели, фигурирующие по вышеуказанному уголовному делу, неоднократно пытались дать показания, обращались через канцелярию, о чем имеются соответствующие отметки. Но их не принимают во внимание, и при этом утверждают, что дело не расследуется ввиду того, что свидетели не являются для дачи показаний. Кстати, когда разгорелся скандал с фальсификацией показаний Войновича, подписка о невыезде таинственным образом исчезла, а прокуроры делают вид, что никакого дела против матери Сергея в природе не существует.

Свое слово сказала и экспертиза. Процитируем выводы специалистов.

1. В ходе воспроизведения обстановки и обстоятельств событий обвиняемый Тольский С.С. показал, что нанес несколько ударов Полушкову Г.И. сзади, несколько ударов – взаиморасполагаясь лицом к лицу, в этом же положении нанес удар ножом в область шеи. После этого Полушков Г.И. упал. В соответствии с выводом экспертизы, имеющиеся на трупе Полушкова Г.И. телесные повреждения могли быть причинены при обстоятельствах, указанных при воспроизведении обстоятельств и обстановки событий. Вместе с тем, в ходе допроса в суде эксперт, не отрицая раннее сделанных выводов, показал, что повреждения в области шеи Полушкова Г.И. могли образоваться, когда последний находился в позе на коленях, упираясь руками об асфальт, голова пострадавшего была опрокинута назад (вверх) и сверху «перерезано горло».

2. В ходе воспроизведения Тольский С.С. показал, что наносил удар ножом в область передней части шеи (по горлу) располагаясь лицом к лицу справа налево относительно себя (Тольского С.С.), что очевидно из видеозаписи воспроизведения. Эксперт в заключении сделал вывод, что имеющиеся в области шеи повреждения на трупе Полушкова Г.И. могли образоваться при обстоятельствах, указанных при воспроизведении. Вместе с тем, в ходе допроса во время судебного следствия эксперт продемонстрировал и показал, что указанные повреждения могли образоваться при ударе справа налево относительно Полушкова.

«Кроме того, во время двух воспроизведений (09.10.2008 года и 10.10.2008 года) не учитывались антонометрические данные Полушкова и Тольского соответственно весу и росту. Рост Полушкова — 190 см, вес без одежды 110 — 120 кг. Рост Тольского — 176 см, вес — 70 кг. При этом, учитывая время года, объемы Полушкова были увеличены теплой и толстой одеждой, так же как и одежда сковывала движения Тольского. Человеческим языком это значит, что для убийства Сергею нужно было носить за собой табуреточку. Ростом он не вышел! Если бы рана была нанесена способом, указанным Тольским, то, учитывая рост Тольского и Полушкова, удар должен был бы приходиться на подбородок, если же рана наносилась сзади, то удар должен быть нанесен сверху вниз, учитывая рост Тольского и Полушкова, а не горизонтально, если бы воспроизведение и экспертиза были полными и соответствовали бы фактическим обстоятельствам дела, то мы бы имели вывод о несостоятельности версии следствия и невиновности Тольского. Данная версия могла бы быть правдой только в случае, если Полушкова дала Тольскому не только нож, но и вынесла табурет. То есть данное преступление мог совершить ТОЛЬКО человек, который имеет рост равный Полушкову либо выше», - делают заключение специалисты.

Кроме того, необъяснимым является и отсутствие на перчатках Тольского потожировых выделений Полушкова и его волос, так как для нанесения удара, когда Полушков находился в позе на коленях, упираясь руками об асфальт, голова пострадавшего была опрокинута назад (вверх) и сверху «перерезано горло», Тольский должен был удерживать потерпевшего за волосы, такое необъяснимое явление также доказывает несостоятельность версии следствия и невиновность Тольского. Кроме того, почему при проведении экспертизы для ее полноты экспертизы не была изъята кожа Полушкова с раны шеи?

Можно сказать, что в очередной раз уголовное дело фальсифицируется. Неужели нужно и здесь ждать вердикта Страсбурга?!