«Охота на ведьм» в одесском отделении Национального Союза кинематографистов продолжается
Jan 04,2011 00:00 by Ирина ГОЛОБОРОДЬКО, Одесса

В последнее время у меня сложилось впечатление, что кризис поразил не только экономику нашей страны, не только государственную власть, но и умы интеллигенции – цвета украинской нации, в частности, той ее части, которая именуется Одесское отделение Национального Союза кинематографистов Украины.

С огромным удивлением, болью и чувством тревоги за судьбу Одесской киностудии восприняли одесситы информацию об угрозе приватизации Одесской киностудии. Все с надеждой смотрели в сторону кинематографической интеллигенции, надеясь, что именно она, «сеющая доброе и вечное», встанет единым фронтом на защиту киностудии от разворовывание и уничтожения. И, естественно, в авангарде мы надеялись увидеть Одесское отделение НСКУ. Однако увидели и услышали только один глас вопиющего в пустыне, глас журналистки и кинокритика Виктории Колтуновой.

Этот глас сподвиг многих одесситов сплотиться и встать на защиту родной Одесской киностудии – жемчужины отечественного кинематографа в прошлом. Это уже потом, после выступлений общественности города, правление НСКУ в Одессе «проснулось» и включилось в эту борьбу, проведя ряд пресс-конференций. Но инициатором ее была Виктория Колтунова.

Виктория Григорьевна Колтунова давно пользуется заслуженным уважением одесситов, которым она помогла своей правозащитной деятельностью, пользуется уважением за ее творческую деятельность и человеческие моральные качества.

И вот мы узнаем, что за ее спиной, не пригласив ее на общее собрание, где принималось это решение, правление ОО НСКУ по надуманным причинам выносит решение об ее исключении из творческого союза. Найдя эту информацию в интернете, я начала проводить свое журналистское расследование.

В результате я пришла к очень интересным выводам. Оказывается, и в XXI веке, признанном в мире веком гуманизма и утверждения прав и свобод человека, в независимом государстве Украина, именующем себя правовой державой, вроде бы интегрирующемся в европейское общество и признающем европейские ценности, возможна травля творческого человека его коллегами, как это происходило со многими творческими личностями в тоталитарном СССР. Травля, не имеющая под собой ничего, кроме личностной неприязни председателя правления и некоторых его членов и сведения, таким образом, личных счетов с В.Г. Колтуновой. Вся грязная клевета, все «грехи», которые инкриминирует нынешнее правление В.Г. Колтуновой, скатывается с нее, как роса с капустного листа, поскольку этих фактов просто не существует, они все «шиты белыми нитками», увидеть которые, может даже слепой. И, как поется в известной одесской песенке «…у нас в Одессе – это не едят». Никто из одесситов, давно и хорошо знающих В.Г. Колтунову, ее правозащитную, общественную и творческую деятельность, никогда не поверит в эти лживые обвинения. В то тяжкое для кинематографического творчества время, которое сложилось в последние годы в Украине, Виктория Колтунова, нашла в себе силы противостоять всему негативному, отстаивать существование одной из «визитных карточек» Одессы – Одесской киностудии, продолжать творить, созидать в своем творчестве, творить добро и защищать Справедливость.

«Шановна Вікторіє. Прочитав Вашу повість «Анна Волкова. Подвалы». Два дні ходжу під враженням. По-моєму, цю тему в російській літературі ще ніхто не підіймав. Конфлікти батьків і дітей – було, а тут піднята тема про те, що усього лише «відсутність любові" батьків до дітей призвела до трагедії всіх учасників історії, самих батьків, померлих на самоті, Федора, позбавленогокоханої жінки, самої героїні, назавжди приреченої на психологічне рабство, який так і не вдалося вийти з підвалів. Вражає глибина психологічного опису переживань героїв. Думаю, автор заслужив назви сучасного Достоєвського. Ви - наш український Достоєвський! Спасибі Вам.

З повагою Микола.».

Так оценивают читатели творчество В. Колтуновой. Но Одесскому отделению НСКУ «украинские Достоевские» не нужны. Им нужнее спокойная тихая жизнь. И чтоб никаких возмутителей спокойствия.

Именно эти качества сильной духом одесситки не понравились тем, кто привык к совковым оценкам творческой Личности, имеющей твердые гражданские и моральные принципы, кто боится правды ее журналистских расследований, ее выводов как члена КРК НСКУ (контрольно-ревизионной комиссии), кто привык «ловить рыбку в мутной воде». Поэтому они идут на грубые нарушения и законодательства Украины о творческих Союзах, и на нарушения моральных принципов цивилизованного общества. Отдельные члены правления идут на эти нарушения, прикрываясь депутатским мандатом горсовета.

Итак, по порядку событий.

24.10.2000 г. правление ОО НСКУ единогласным постановлением разрешило председателю правления Р. Б. Отколенко выплачивать штатным сотрудникам доплаты к зарплатам из привлеченных средств. Доплаты получали все штатные сотрудники, в том числе и сам Р. Б. Отколенко, и его доплаты к зарплате за два с половиной года (!) в сумме составили 11 000 грн. Из этих денег Р.Б. Отколенко осуществлял оплату различных, мелких нужд Союза, добавки к суточным на поездки членов Союза в Киев, бензин на поездки по делам Союза и все это из денег, которые являлись его зарплатой, и которые он имел полное право тратить только на себя. С хозяйственной точки зрения это было, конечно, неразумно. Зарплата у нас облагается самыми большими налогами. Пропустив деньги через свою зарплату, Р. Б. Отколенко уплатил с нее налогов государству больше, чем заплатил бы, если бы облагал прямыми налогами хозяйственные траты. Обвинять его в растратах при фактической выплате налогов государству – все равно, что обвинить любого из нас в том, что у него такой-то цвет глаз или размер обуви.

Тем не менее, впоследствии член КРК НСКУ А. Мещерякова по указанию кинорежиссера Н.А. Збандут составила Акт проверки финансовой деятельности ОО НСКУ, в котором обвинила Р. Б. Отколенко в незаконном присвоении 26 000 (!) тысяч грн, из привлеченных им средств. А затем этот Акт без объяснений Р. Б. Отколенко, что следовало сделать по процедуре, был вынесен на канал ТВ, с которым сотрудничала Н. А. Збандут.

Канал обнародовал Акт проверки с ложными обвинениями Р. Б. Отколенко, что привело к дискредитации Союза кинематографистов в Одессе и его председателя, и невозможности в дальнейшем привлекать спонсорские средства на нужды Союза и престарелых кинематографистов.

Несмотря на это, общее собрание ОО НСКУ не согласилось с сообщением Мещеряковой и Збандут о растратах и вновь избрало Р.Б. Отколенко председателем правления на новый срок. Тогда Н.А. Збандут написала новое заявление в городской отдел по борьбе с экономическими преступлениями о том же «мифическом» присвоении Р. Б. Отколенко 26 000 гривен. Согласно законодательству Украины, в таких случаях ОГБСЭП присылает ревизора из налоговой администрации или налоговой милиции. Но в ОО НСКУ был прислан аудитор из частной фирмы. Отчего так? Об этом знает только…ну разве что «русская пианистка»…

Этот аудитор подтвердил, что Р.Б. Отколенко начислил себе зарплату на сумму 11 000 гривен, (а не 26 000, как было сказано), но не заметил, что вообще-то эти деньги ушли на нужды Союза. Выяснилось еще одно интересное обстоятельство: аудитор не был лицензирован и права на проверку не имел. Как его могло рекомендовать ОГБСЭП, также знает только «русская пианистка»…

Так начиналось раскручивание «охоты на ведьм» в отношении Р.Б. Отколенко. Затем последовал хорошо инсценированный крутой наезд оперуполномоченного ОГБСЭП Перцева. Не для кого не секрет, что люди творческие, такие как кинодраматург Р.Б. Отколенко, – люди неискушенные оперскими «заморочками», да еще если эти «заморочки» заказаны и хорошо проплачены. Зато журналист-правозащитник В.Колтунова хорошо знает процедурные и другие юридические тонкости. Естественно, она помешала г-ну Перцеву нарушать процедуру его посещения ОО НСКУ и внесла некоторую сумятицу в реализацию его заказного «спектакля». Перцев уже не мог «взять» Р. Отколенко «голыми руками». Такого поворота дел он уже не мог себе такого позволить. Поэтому в адрес В. Колтуновой посыпались угрозы ареста и прочие. Но смутить угрозами такого грамотного правозащитника не так-то просто. И изымать документы ОО НСКУ г-ну Перцеву пришлось все же согласно всем нормам процессуального законодательства Украины. Спустя месяц после изъятия документов, они были переданы в бухгалтерскую экспертизу Института судебных экспертиз, и заключение эксперта поразительно напоминало заявление в ОГБСЭП г-жи Збандут и заключение первого аудитора. Вроде бы судебный эксперт так доверял профессионализму двух предыдущих авторов, что списал их сочинения слово в слово. И началась фантасмагория: руководитель общественной творческой организации, сумевший, в отличие от предыдущих руководителей, привлекать в нее деньги спонсоров, что позволило ему поддерживать материально стариков, обвинялся в том, что выплачивал сотрудникам и себе доплаты из спонсорских денег к нищенским, смехотворным зарплатам, в результате чего, кстати, государство получило немалые налоги.

В чем же дело? А ларчик открывался просто. На горизонте замаячила приватизация Одесской киностудии. В центре ее территории находится здание ОО НСКУ, а Р.Б. Отколенко добился передачи его в пожизненное владение ОО НСКУ. Здание-то с двориком на полтора миллиона долларов потянет! И тому, кто положил глаз на 7 га территории киностудии на Французском бульваре, совершенно ни к чему посередине этой территории такой «оазис» – собственность Союза. Зная, что Р.Б. Отколенко никогда по своим личностным моральным качествам не пойдет на сговор со своей совестью, а, значит, никогда не согласиться на передачу этого здания другому собственнику, мотивы милицейского наезда, заказного и санкционированного свыше, становятся ясны. Р. Б. Отколенко надо любыми путями убрать с дороги тех, кто намерился приватизировать киностудию. А убрать его можно только, если он не перестанет занимать должность председателя ОО НСКУ. Значит, по старинке, его нужно оклеветать, раздуть скандал, словом, дискредитировать так, чтобы можно было посадить в кресло председателя либо своего человека, либо лояльного к плану захвата, простите, приватизации всей территории киностудии. Для осуществления такого многомиллионного «проекта» хороши все средства. Деньги не пахнут…

Скажите, дорогие одесситы, если вы много лет плечом к плечу работаете с человеком честным, уважаемым в обществе и стремящимся в наши трудные времена улучшить жизнь ветеранам отечественного кино, коллегам, вы не встанете на его защиту, зная, что «дело», которое на него «шьют», полностью сфальсифицировано?!

Вот и правозащитник В. Колтунова встала на защиту своего коллеги Р.Б. Отколенко, его чести и достоинства, чести и достоинства самого ОО НСКУ и спасения Одесской киностудии от угрозы исчезновения с карты Одессы. У всех была свежа в памяти история потери ЧМП…

В Законе Украины «О творческих Союзах» читаем:

Статья 3. Принципы и основные направления деятельности творческих союзов: «Творческий союз действует на принципах добровольного объединения его членов, относящихся к одному профессиональному направлению культуры и искусства, самоуправления, взаимопомощи и сотрудничества, невмешательства в творческий процесс, свободного выбора форм и методов творческой деятельности, признания авторских прав…».

Ст. 6 Закона Украины «О творческих Союзах» гласит: «Профессиональным творческим работникам – членам творческих союзов гарантируется дополнительная социальная защита. Они могут получать финансовую и другую материальную помощь, доплату к пенсиям, пользоваться учреждениями здравоохранения соответствующих творческих союзов, домами творчества, домами-интернатами (пансионатами) для людей преклонного возраста и инвалидов согласно уставным положениям, материальным и финансовым возможностям творческого союза».

В чем же Р.Б. Отколенко и В.Г. Колтунова «нарушили» этот закон? Они строили работу в правлении в духе «взаимопомощи», «дополнительной социальной защиты» других членов Союза!

Далее события развивались в следующем направлении. В 2004 г. на Одесскую киностудию нанес свой первый визит известный тележурналист и продюсер А.Ткаченко и заявил, что Одесскую киностудию собирается акционировать. Акционеры-инвесторы в лице «Новой киностудии», офис которой был расположен по адресу Лермонтовский переулок 13, где находится жилой дом (?), а руководитель этой студии А. Ткаченко. Визит был коротким, техническим работникам киностудии было предложено по одному зайти в кабинет директора и подписать согласие на приватизацию Одесской киностудии. Больше никто ни о чем с ними не объяснялся, но было обещано по 200 долл. зарплаты в месяц. Технари воодушевились. Творческая элита киностудии забеспокоилась, вопрошая друг друга, и что же теперь с нами будет?

То ли профессия кинокритика, а значит, привычка выискивать в любом произведении слабые стороны, то ли профессия журналиста, а значит, привычка все пробовать «на зуб», подсказали Виктории Колтуновой, что ничего хорошего с ними не будет. А главное, ничего хорошего не будет с Одесской киностудией – по примеру такого «акционирования» в Ялте и Киеве. И самое главное, что от таких «акционеров» может сильно пострадать украинское кино, и без того в последние годы загнанное в «глухий кут». Поскольку командовать кинематографистами теперь будут бизнесмены, а не Минкульт, а задача бизнесмена делать деньги, а не шедевры создавать, естественно, на киностудии, в лучшем случае, будут сниматься телевизионные «мыльные оперы», в худшем – земля киностудии будет продана. А потому, болея за родную Одесскую киностудию, Виктория Колтунова принялась рассылать во все высокие инстанции письменные вопли: «SOS! Одесская киностудия в опасности!». И получать от разных очень высоких инстанций ответы: «Процесс заторможен. Разбираемся».

Именно эти ее письма и привели к тому, что киностудия не была продана с кондачка, одним махом, в несколько дней. Иначе бы присоединившимся к Колтуновой намного позже членам НСКУ и присоединяться к ней поздно было бы.

Пока высокие инстанции разбирались, на Одесской киностудии вновь появился будущий ее инвестор А. Ткаченко. В этот раз он привел с собой экс-губернатора области Василия Цушко. Да и с коллективом разговаривал как-то демократичней, что ли. Больше обещал. Правда, начал Ткаченко с фразы: «А ну-ка покажите мне этого человека, который уже 8 месяцев не дает мне акционировать киностудию и начать выплачивать вам высокие зарплаты!» «Стрелки» явно переводились в адрес В.Колтуновой и подавались таким образом, что именно по ее «вине» сотрудники киностудии не могут получать высокие зарплаты. Какова подача! Как отработана спикерская часть схемы рейдерского захвата территории киностудии. И на прямой вопрос об опасности приватизации земли, на которой располагается киностудия, пан Цушко клятвенно всех заверил: «Да никто у вас землю не отберет, не бойтесь. Киностудия на ней и останется. Ведь инвестиции вам нужны, как воздух! Если вы согласитесь на приватизацию, вы сможете снимать кино не хуже, чем мексиканское». Почему В.П. Цушко считает вершиной кинематографа именно мексиканское кино, мне до сих пор не понятно, ну, да Бог с ним! Тут же А. Ткаченко заверил коллектив киностудии, что он вкладывает инвестиции в размере 15 млн.грн. Столь внушительная цифра инвестиций не могла не оказать впечатление на сотрудников киностудии, с начала «перестройки» пребывающих в нищете. Все уже строили планы о съемках новых фильмов…

И вот! Проходит несколько месяцев и оказывается, что никого из присутствовавших на том собрании режиссеров в производство запускать не собираются. Более того, при полном неведении об этом трудового коллектива Одесская киностудия вообще выходит из-под юрисдикции Минкульта Украины и передается Госимуществу. То есть одесское кино уже к культуре никакого отношения не имеет?!

А далее: совершенно в секрете от трудового коллектива студии, который уже «раз использовали, и хватит», между Госимуществом и «Новой киностудией» подписывается договор и учреждается ЗАО «Одесская киностудия» при контрольном пакете акций у Госимущества с преимуществом в ... одну гривню! Не постеснялось новое ЗАО прихватить себе заодно и имущество Союза кинематографистов – особняк площадью 2900 кв.метров, расположенный на территории студии, опять же, не поставив об этом в известность его хозяев – Одесское отделение НСКУ. Но самым ошеломляющим для одесских кинематографистов оказался Устав нового ЗАО, который позволяет инвесторам свободно продавать студийную землю, строить на ней развлекательные комплексы, отчуждать ее павильоны и только 10-м пунктом для проформы что-то говорится о производстве фильмов. В цинично составленном Уставе есть только одно – любой ценой извлечь наживу из дорогущей приморской земли в центре Одессы. А культура... Черт с ней! Деньги не пахнут! Государственная комиссия, описывавшая имущество киностудии для продажи оценила мраморную статую Нарцисса в одну гривну, памятник актеру Амвросию Бучме в 6 гривен, памятник одесским кинематографистам, павшим на фронтах великой Отечественной войны в 8 гривен. Задешево приобрели инвесторы славу Одесской киностудии!

Скажите мне, дорогие одесситы, кто из вас, зная всю эту горькую правду, смириться с таким надругательством над памятью великих кинорежиссеров, творивших на Одесской киностудии – гордостью Одессы!? Полагаю, никто. Но, кроме публикаций в прессе В. Колтуновой и автора этих строк, никто правду до вас донести не захотел.

А В.Г. Колтунова продолжала свою правозащитную переписку со спикером ВР Украины В.М. Литвиным, с руководством НСКУ, с Генпрокуратурой, правительством Украины. К слову, автор этих строк, в то время была участником пресс-конференции экспремьер-министра Украины Ю. Тимошенко, и на ее вопрос о судьбе Одесской киностудии вице-премьер по гуманитарным вопросам Н. Томенко публично заявил, что «…правительство не допустить такой приватизации Одесской киностудии, напоминающей очередной рейдерский захват…». Но не так сталось, как обещалось…

Новый состав правления ОО НСКУ полностью смирился с существующим положением, но с ним не смирилась В. Колтунова. Ее справедливые требования по восстановлению справедливости в отношении приватизации и здания ОО НСКУ, и территории киностудии, и защита ветеранов киностудии, и защита коллег, все это, конечно, доставляет неудобство новым хозяевам киностудии и послушному им правлению ОО НСКУ. Вот и все «грехи» Виктории Григорьевны. Более того, преследуемая нынешним руководством Одесского отделения НСКУ, Виктория, тем не менее, ведет активную работу по обеспечению старых кинематографистов целевыми пенсиями. Ведет об этом активную переписку с властями. Надо ли говорить, что травля ее, поднятая нынешним правлением Одесского отделения, ей в этом вопросе никак не помогает. Наоборот, мешает. Ну, что ж, товарищи работают себе же во вред. Вместо того, чтобы объединиться с Викторией Колтуновой в борьбе против акционирования студии, за обеспечение старых кинематографистов, ее исключают из Союза. Театр абсурда. Вернее – кино абсурда!

Полагаю, что и киевское руководство НСКУ, и комиссия по этике НСКУ должны объективно расследовать этот скандальный инцидент и отменить незаконное и заказанное кем-то решение правления ОО НСКУ.

В.Г. Колтунова подала иск в Приморский районный суд г. Одессы к ОО НСКУ «О защите чести, достоинства и деловой репутации». Я также полагаю, что рассмотрение этого иска судом будет объективным и непредвзятым.

На фото: Виктория Колтунова