200 тысяч бюджетных гривен – на наркотические средства?
Oct 23,2011 00:00 by Оксана ПАВЛОВА, Киев

Прошел год со дня гибели самого крупного азиатского слона в Европе, питомца Киевского зоопарка, Боя. У пустого вольера, в годовщину гибели, появились цветы…  однако руководство сочло этот жест ненужным, и цветы убрали.

Было озвучено несколько версий гибели слона. Эта тема была так раскручена, что успела надоесть людям. Потому, никто не обратил внимания на результаты судебно-медицинской экспертизы, которые подтвердили, что животное умерло от истощения и потери веса. А между тем, человек, который отвечал за здоровье и жизнь слона, продолжает работать в зоопарке. Сегодня речь пойдет именно о нем, главном ветеринарном враче Киевского зоопарка – А.А. Марунчине.

Я общалась со многими специалистами, чья деятельность связана с животными, самостоятельно изучала зоологию, и для меня удивительно, как главный ветврач может быть настолько жестоким по отношению к своим пациентам.

Первое, что меня возмутило, это назначение животному диеты, резко сокращающей рацион. В данном случае из меню Боя полностью убрали хлеб и каши, и в несколько раз сократили количество овощей и фруктов. И это сорокалетнему животному, которое уже имеет свои привычки и «любимые блюда». Отсутствие зоопсихолога в нашем зоопарке негативно сказывается на всех животных. Но разговор сейчас не об этом. Как мог главный ветврач допустить губительную диету, проработав с животным и изучая его не один год?

Марунчин уже после гибели Боя утверждал, что слона отравили вареными яйцами. Но слоны достаточно умные существа,  они не едят животные белки, имеют достаточно острое обоняние, яйца не едят, это исключено. Я уверена, что ветврач знает это, но, тем не менее, подтвердил абсурдный вывод, поддерживая тогдашнее руководство.

Ко мне попали акты расхода медицинских препаратов ветклиникой зоопарка. И первое, что бросается в глаза, это то, что согласованы эти акты с людьми, не имеющими отношения к ветеринарии и к животным вообще.

И это несмотря на то, что в штате ветклиники зоопарка числится шесть ветеринаров.

С этими актами я обратилась к специалисту по ветеринарной медицине в зоопарках Украины, не буду называть его имени. Многое прояснилось не в пользу Марунчина.

Первое, на что стоит обратить внимание - это мелочи, без которых невозможна ни одна операция.  Мелочи списываются в ТАКИХ количествах, что все животные в зоопарке должны быть полностью перебинтованы, в перчатках и бахилах на всех конечностях, в халатах, масках и со шприцами в зубах.

Второе, что бросается в глаза, это количество списанных наркотических анальгетиков, которые используются как наркоз для животных при операциях. Мало того, что главный ветврач приобретает достаточно дорогостоящие препараты, в то время, как можно использовать более дешевые, так еще эти препараты дозированы в маленьких ампулках, а применены, по актам, для копытных. Проясню - чтоб уколоть только одно копытное животное, нужно откупорить десяток ампул.

К тому же, в инструкциях к этим препаратам указано «для лечения кошек и собак».

Это акт только за январь 2011 года. На наркотические средства было потрачено 18 003,99 грн., на перчатки, бахилы, халаты и т.п. – 2 878,71 грн. Примерно такое же количество медикаментов списывается ежемесячно. Каждый месяц главным ветеринаром зоопарка расходуется более 100 пар бахил, более 700 перчаток и столько же шприцов. В год тратится около 200 тысяч гривен только на наркотические препараты для лечения домашних животных, а не животных зоопарка. Я не говорю о других препаратах, которые списываются в огромных объемах, литрами.

Таким образом подтверждаются слова одного из сотрудников зоопарка, который еще в 2007 году в служебной записке, указал генеральному директору на то, что главный ветеринар зоопарка занимается частной практикой на территории зоопарка в рабочее время.

Я решила проверить правдивость рассказов, которые я каждый день слышу от сотрудников Киевского зоопарка, о частной предпринимательской деятельности А.А.Марунчина на территории зоопарка, и вот, что я узнала.

Ветеринарная клиника Киевского зоопарка регулярно оказывает услуги частным лицам, привозящим своих животных прямо в зоопарк. Пока я готовила эту статью, то неоднократно посещала зоологический парк в выходные дни. И все время во дворе ветклиники стояли один или несколько автомобилей с животными в клетках.

Теперь понятно, куда идут списанные медикаменты – на лечение домашних животных. И, по всей видимости, этот процесс  хорошо продуман и организован, потому как в одном автомобиле было много клеток. А значит, это не просто человек привез свое больное животное, а он собрал животных у нескольких людей, и привез их в ветклинику зоопарка. Такой себе посредник.

Любому живому существу может понадобиться помощь доктора, это понятно. Если б не одно обстоятельство: лечат привезенных животных платно, а мед. препараты, которыми их лечат, закупаются зоопарком за деньги, выделенные КГГА. Вот и получается, что главный ветврач получает оплату от клиентов за лечение их питомцев, используя при лечении медикаменты, закупленные зоопарком, еще и зарплату от зоопарка получает.

Я просмотрела внутреннюю документацию зоопарка. Оказывается, исходя из должностной инструкции, главный ветврач обязан лечить исключительно животных зоопарка.

Руководство зоопарка никак не реагирует на такие действия главного ветеринарного врача. Не заметить этого невозможно, потому, как административный корпус находится рядом с ветклиникой. Исходя из этого, можно допустить, что лечение «чужих» животных выгодно не только ветеринарам зоопарка, но и его руководству.

Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что не без участия Марунчина Киевский зоопарк был исключен из ЕАЗА. Исключение из этой ассоциации делает невозможным дальнейшее развитие зоопарка, перекрывая все способы приобретения новых животных, или же обмена имеющихся. Таким образом, зоопарк не выполняет свою основную функцию – сохранение редких и исчезающих видов животных. А главное, останавливается его развитие. А без развития он потихоньку придет в упадок.

Главный ветврач зоопарка оказывает первостепенное влияние на состояние зооколлекции. Потому очень важно, чтоб на этой должности был небезразличный человек, заинтересованный не только в личном обогащении.

Киевскому зоопарку более ста лет. Благодаря небезразличным людям он пережил не одну войну. С приходом же безразличных людей, он разрушается на глазах. Между тем зоопарк самостоятельно зарабатывает около 16 млн гривен в год, в основном за летний период. Если бы эти деньги шли на развитие, а не в карманы руководителей, то зоопарк Киева мог бы быть показательным для всей Европы.

Киев вскоре может лишиться зоопарка, что, безусловно, окажет негативное влияние на репутацию Украины в целом. Проведение ЕВРО-2012 послужит толчком, потому как многие туристы вносят Киевский зоопарк в свои туристические маршруты, и то, что они увидят, оставит в их в памяти неизгладимые впечатления.