Как судья Рассуждай «раздолбил» прессу
Apr 03,2013 00:00 by Анжела МАРИНИНА, Донецк

В древней Греции была большая численность заседателей суда, и они выбирались путём жеребьёвки перед заседанием. Всё это для того, чтоб свести к минимуму риск подкупа суда. В наше время и в нашей стране искать правды в суде невозможно. Правда на стороне того, у кого больше денег и связей, а если у тебя этого нет, будь ты трижды прав, тебя сделают неправым. «В чём сила брат?- В деньгах: у кого их больше тот и сильнее» – фраза из известного фильма стала давно уже кредо всех служителей Фемиды. И сами процессы иной раз больше похожи на диалог немого с глухим и превращаются в шоу.

Это так, общие размышления об украинских судах. А вот кое-что конкретней. Как представителю газеты «Остров» мне «удалось» понаблюдать за работой типичного украинского судьи по фамилии Рассуждай из Киевского районного суда г. Донецка. Первый раз попала я к нему на заседания еще в феврале. Насмотревшись его манеру вести судебные заседания, просто язык не поворачивается обращаться к нему «Ваша честь». Судите сами.

Идет судебное заседание. Зал судебных заседаний, где проходит процесс по иску Сергея Щербины, напоминает «коморку папы Карло» с толстым слоем пыли на столах, заваленных стопками дел и кипами бумаги и разного хлама, на фоне которого мило расставлены фотографии в рамках. Среди всего этого сидит непревзойдённый остряк и балагур – судья Рассуждай и ведёт процесс. Рассматривал он дело Щербины, у которого вот уже скоро десять лет как родственники через суды пытаются отобрать часть построенного им дома. После того, как Сергей расширил и благоустроил свою часть дома, родственники и стали претендовать на львиную долю его жилплощади. Суд вынес постановление о проведении экспертизы, её провели, но эксперт оказалась знакома с противоположной стороной и проведённая экспертиза не дала объективных результатов. Но суд принял эту экспертизу. Щербина провел независимую экспертизу (что соответствет процессуальным нормам), результаты которой предоставил судье. Вот только она сильно разнилась с первой и судья Рассуждай просто отклонил ходатайство о приобщении ее к материалам дела, сославшись на то, что она, якобы, не имеет юридической силы. При этом не забыл тут же пустить пыль в глаза: постановил вызвать на следующее заседание эксперта, проводившую первую экспертизу, для разъяснений.

Конечно, все шло к дальнейшему затягиванию дела, что было видно невооруженным глазом. При этом ходатайство, поданное Щербиной, об отводе судьи, он не удовлетворил, пояснив, что нет причин кроме «личной неприязни оного», а это не является поводом для отвода. Всё это походило на шоу. Зачитывая дело, судья Рассуждай, как бы между прочим, прихлебывал чай, обращался к Аллаху, цитировал царя Соломона и шутил. В общем, тут и так видно, что это высосано из пальца, но, похоже, что у этого шоу есть спонсор, готовый купить правду.

Следующее судебное заседание состоялось только в конце марта. Как видим, суд двигается к «выяснению истины» со скоростью черепахи. Долго пришлось ждать, но вот, наконец, в Киевском райсуде Донецка продолжилась эпопея с разделом дома, подделкой документов на этот дом недобросовестными родственниками и несправедливым решением, вынесенным на основании поддельных документов. Вершил суд тот же судья Рассуждай, которому Щербина не раз подавал отвод.

 Вот тогда решил Щербина попросить меня как представителя прессы присутствовать на суде. Я подошла к секретарю, представилась как корреспондент, показала удостоверение и попросила разрешение на ведение аудиозаписи процесса. Секретарь замялась и сказала подойти к помощнику секретаря, что я и сделала. Подойдя к помощнику, представилась и обратилась с аналогичной просьбой. Та сделала круглые глаза и тоже после некоторой заминки ответила, что в процессе суда, то есть, как полагается, нужно получить разрешение самого судьи. Мне просто красиво дали понять, что в ведении записи отказано. Заходя в зал, я стала отключать телефон. «Ваша честь» Рассуждай заметил у меня в руках телефон и разорался настоящей руганью, дескать, кто я такая и какое право имею вести запись, мешая ему, судье, вести его процесс. Мне пришлось ещё раз представить себя и заявить, что запись вести я без разрешения не собиралась, просто отключала звук. Но «Ваша честь» решил придраться тщательнее, потребовав у меня «направление от газеты» (что не предусмотрено никакими процессуальными нормами) и объяснений того, что я делаю на его заседании. Я ему, конечно, ответила, но это его не остановило, и он стал нести ахинею относительно того, что, дескать, вершить справедливый и прозрачный суд ему мешает висящее на мне в виде бейджа удостоверение газеты «Остров»!!!

Далее мне «разъяснили», что мешающий справедливости правосудного взора «Вашей чести» бейджик я должна спрятать в сумку. Вероятно, вид бейджика с названием газеты оказался раздражающим фактором (ну вот, как бывает для быка красная тряпка) и препятствовал напряженной умственной работе «Вашей чести». Для объяснения сего обстоятельства судья Рассуждай пустился в рассуждения и заявил, что, имея удостоверения журналиста, я срываю процесс и, если его не спрячу, меня удалят из зала. Я попыталась возразить, что это – знак моей принадлежности к СМИ, и нигде не указано, что я его не должна предъявлять. Мне до сих пор не понятна логика судьи, на каком основании я должна была его снимать. В законе я не обнаружила данного требования, а значит, это не противоречит закону. Спорить здесь бесполезно, ведь судья сам нарушает законы. Поэтому я сняла удостоверение и села в качестве вольного слушателя. Кстати, мне запретили даже делать записи ручкой, что вообще выходит за рамки процессуальных норм!!!

Если судья боится присутствия прессы на заседании, значит, где-то темнит и боится что может что-то всплыть. Другой причины я не вижу.