Уроки Майдана Часть 4.
Jan 28,2014 00:00 by Виктор ГЕВАРИН, Донецк

Над пропастью во лжи

 Чтобы понять логику действий президента Украины, нужно хотя бы немного знать, что собой представляет этот человек. Интересно, что еще в 2010 году Тарас Черновол на вопрос, может ли Янукович покинуть Украину», заявил: «Может, но он здесь укоренился. Вжился в «Межигорье», вложил тут миллиарды, душу. С таким багажом тяжело драпать. У Януковича минимум национального и духовного, но у него есть прирастание ко всему материальному, что называется «недвижимость». Это слово для него значимо». Далее он подчеркнул: «Чем больше президент напускает на себя уверенности, тем очевиднее его растерянность». Черновол считает, что Янукович находится в ожидании того, что скоро будет очень плохо, и не понимает, что делать. «Янукович до сих пор убежден, что концентрация власти – это хорошо. Он считает, ему через чьи-то коварные действия просто не дают ей нормально воспользоваться. Президент не понял, что взял на себя ту ответственность, которую нести невозможно. Даже в успешных странах люди не рискнут принимать на себя столько». Прихватывая все рычаги власти, Янукович залез на бочку с порохом и начал играть со спичками. Взрыв был неизбежным.

Кульминацией этой недальновидности стало принятия «диктаторских законов» 16 января  текущего года. Один из комментаторов на «Украинской правде»  написал: «Какая же эта власть тупая. Я даже не думал до конца, что они так тупы. Надо обязательно сначала выставить силу, потом сдаться под натиском протестующих. И в каждой области почти одно и то же. Даже не работает элементарный инстинкт самосохранения. Видать хорошо воровали, раз только проиграв силе народа, могут потом оправдаться перед хозяином, что не смогли удержать власть. А эти опричники понятно еще тупее Стоят за них, шо за своих детей. Просто какой то маразм властный» http://www.pravda.com.ua/news/2014/01/26/7011385/

Что такое интернет-протест? Это пустой пшик, сотрясание воздуха. Это эмоциональная разрядка для недовольных. Если его придушить, энергия никуда не денется, она найдет выход — только уже в реальном мире в виде насилия. Над этим следовало бы хорошо задуматься нынешней власти и ее исполнителям. Но очень хотелось заткнуть «писак». В результате порушили снежную горную лавину.

А ведь Янукович должен был чувствовать, что ситуация намного серьезней, чем он её представляет. Да и, похоже, задумывался над этим не раз. Еще в прошлом году аналитики отметили: «Во-первых, Янукович осознал, что профессиональный и интеллектуальный уровень его правительства не выдерживает никакой критики. И вопрос – даже не в крысятничестве самых доверенных, вопрос – в их способности удержать экономику в зоне турбулентности. Разумеется, эти самые «свои» находятся вне поля зрения прокуратуры и управления «К» СБУ, которые по заданию президента, объявившего 2014-й годом борьбы с коррупцией, рыщут в поисках жертвы среди членов правительства, губернаторов и руководителей полусотни центральных органов исполнительной власти помельче. Но неприкосновенность «семейных» кадров не означает профессиональную состоятельность. Янукович это наверняка понимает.

Во-вторых, Янукович обвинил олигархов в предательстве. Объективное освещение событий практически всеми центральными каналами, начиная с 29 ноября по начало нынешней недели, стало шоком для президента. За этот глоток свободы и вменяемости стоит сказать спасибо как журналистам, так и владельцам каналов, вспомнившим, сколько всего за эти годы из доставшегося Семье могло достаться им. Янукович понял, что не может рассчитывать на одно из ключевых оружий предвыборной кампании – безоговорочную поддержку олигархических каналов.

В-третьих, будущий кандидат в президенты увидел, что часть электората, настроенная по отношению к нему оппозиционно, активна. Его же сторонники, как осознанные, так и потенциальные, – пассивны и растеряны. Да, собственно, и местные элиты не торопились слать до востребования письма с прошением о введение чрезвычайного положения. Разве что крымский парламент лоб расшиб, молясь на вождя.

В-четвертых, Янукович осознал, что главной его опорой являются силовики. А точнее дубинки МВД и ухо СБУ... Но этого явно недостаточно для того, чтобы победить в 2015-м».

Но осознать одно, а прекратить делать глупости – совсем другое. Январская попытка запугать Майдан вылилась в восстание.

Хотя Януковича неоднократно предупреждали, во что может вылиться «закручивания гаек по-донецки». Пока нет признаков готовности властей идти на далеко идущие компромиссы и учесть настроения общества ради решения глубочайшего с 2004 года политического кризиса в Украине. Александр Сушко, научный директор Института Евроатлантического сотрудничества, еще 6 января писал: «Не хватает воли даже на убедительный тактический компромисс: закон об амнистии участников акций не работает, ГАИ «кошмарит» автомайданівців, «неустановленные лица» систематически совершают насилие в отношении знаковых лиц движения сопротивления... Каждый день приносит новую информацию относительно прессинга власти на «целевые группы» с целью вывода из игры или уменьшения их активности. Тем не менее, без видения возможных сценариев уменьшения общественного напряжения и возвращение хотя бы ко временному взаимопониманию, без поиска базиса для диалога и компромисса ситуация в стране обречена либо на белорусский, катастрофический для всех, или на югославский вариант – со спасением для избранных ценой значительных жертв. Следовательно, предложение может быть возложено на гипотетический стол переговоров для того, чтобы такие переговоры начались, и стороны беспрецедентного для страны противостояния, успокоив «ястребов» в своих рядах, попытались найти путь возвращения общественно-политических процессов в «штатный режим»? По мнению автора, такое предложение может состоять из трех компонентов.

Первое. Изменение конституционной системы и формирование нового общественного договора путем принятия новой Конституции.

Второе. Восстановление общественного доверия к институту выборов и создания условий для честных выборов президента 2015 года.

Третье. Возвращение страны на рельсы европейской интеграции».

В ответ грянуло 16 января. Власть решила в очередной раз подавить Майдан силой, предварительно до смерти его запугав. Градус недоверия и враждебности, царящий между властью и обществом, кризис доверия ко всем институтам государства является прямым и недвусмысленным ответом тем, кто построил в Украине суперпрезидентскую модель с элементами султаната – с бесправным парламентом, ручными прокурорами и судьями, фиктивным местным самоуправлением, непредсказуемой, зависимой от прихотей одного человека, внутренней и внешней политикой.

Естественно, взрыв должен был произойти – рано или поздно. Катализатором и послужили пресловутые «диктаторские законы». Заметим, что внедрять их поручили  не «донецкому» депутату, а Владимиру Олийнику, бывшему соратнику Юлии Тимошенко, и депутату парламента, прошедшему в списках «Батькивщины» по квоте первой политической партии в Украине, партии диссидентов и национал-демократов Украинской Республиканской. Еще один соратник – Портнов становится первым заместителем главы АП. С не менее одиозным Вадимом Колисниченко. Именно они подпилили предохранительную скобу в ружье народного недовольства. Восстание стало неизбежным…

Многие аналитики совершают большую ошибку, когда пытаются найти революционеров среди существующих политических лидеров. «Сегодня трудно говорить о революционной силе, поскольку она, на первый взгляд, отсутствует и многие аналитики и политики попадают в ловушку, когда начинают кричать: ну покажите, покажите мне эту альтернативную силу, где эти святые люди. Ошибка заключается в том, что новые силы произрастают не в рамках существующей системы, не в медийном мейнстриме, а в низовой борьбе, во всех этих микроконфликтах, которые сейчас ширятся по всей территории. Сегодня преследуются тысячи бизнесменов, многие сидят в тюрьмах. В деревнях и маленьких городах население находится под жестким прессингом милиции, налоговой, прокуратуры и других карательных органов, которые выступают в качестве оккупационных войск. Поскольку конфликты можно урегулировать только с помощью денег, а их все меньше и меньше, то единственной адекватной формой сопротивлению является насилие» – пишет директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко.

Подлило горючего в костер и заявление Николая Азарова в Давосе 23 января. «Требования оппозиции провести досрочные президентские выборы в Украине являются «просто нереальными», поскольку в центре столицы проходят беспорядки, а до очередных выборов президента осталось менее года».

Но у власти не осталось люфта противостоять народному восстанию. Многочисленные  сообщения, что «Беркут» издевается над людьми, свидетельствует о низком моральном духе в спецподразделениях МВД. Это означает, что боевой дух «Беркута» очень низок, потому их пытаются скрепить с помощью таких постыдных вещей, как издевательства над простыми людьми. Силовая вертикаль очень сильно шатается. Она вымотана. Янукович тянет с лобовым штурмом, потому что поражение будет иметь катастрофические последствия.

Последняя попытка расколоть Майдан произошла 25 января. Для очередного раунда переговоров власть подготовила оппозиции несколько капканов. Первый и самый основной – кадровые предложения. Яценюк – премьер, Кличко – гуманитарный вице-премьер. Естественно, Тягнибоку предложений не поступило. Явное намерение «развести оппозицию как котят». Ну, а для Запада – показать международному сообществу открытость для компромисса, и перебросить  ответственность – в случае отказа – на оппозицию. Некоторые «сочувствующие» поспешили «клюнуть».

Вторая подводная мина планировалась в вопросе внесения изменений в пакет законов от 16 января. Замысел – использовать энергию парламентской оппозиции для их легитимизации. Правда, умалчивалось о том, что если в Закон вносятся изменения, значит, он легитимен и действует. В этом явно чувствовалась рука Портнова. Вызов на прямые дебаты Виталия Кличко имел замысел использовать слабые стороны кандидата в президенты Кличко для понижения его рейтинга. Не секрет, что Виталий не оратор. Но здесь были и подводные камни для Януковича, он-то в дебатах неизменно проигрывает. Недаром сторонится прямых вопросов журналистов.

Ответ оппозиции оказался неожиданно быстрым и адекватным. Как пишет Вадим Омельченко:

«1. Оставив без внимания персонификацию, оппозиция предложила формулу, столь же умную, сколь и элегантную: мы готовы взять на себя ответственность за управление страной, но в случае возврата к Конституции 2004 года. (По-простому, это значит, что у правительства должно быть больше полномочий, чем у президента, а также роль парламента, как ветви власти и балансира, восстанавливается в полном объеме). Не исключаю, что автором идеи был весьма кстати вернувшийся на Майдан быстро соображающий Петр Порошенко. Он первым и озвучил эту конструкцию. Замысел – не дать возможности власти столкнуть лбами лидеров оппозиции и обвинить оппозицию в нежелании брать на себя ответственность за управление страной.

2. Оппозиция внятно сказала, что пакет законов от 16 января должен быть отменен полностью. И только так. Замысел понятен: «дурнів немає». Возможно, решение было готово заранее, благодаря утечке информации в СМИ из АП (что, среди прочего, свидетельствует о начале самонаведения некоторых инсайдеров власти) и возможности ее проанализировать.

3. Вызов Кличко на дебаты спокойно проигнорирован. Взамен прозвучало внятное требование о полной перезагрузке власти, включая досрочные президентские выборы».

Похоже, оппозиция приобрела новое качество и способна возглавить не номинально, а реально процессы, происходящие в Украине. И тогда она действительно может представлять вторую сторону на переговорах. Реальную, с реальными полномочиями  на реальных переговорах.

Фото - спец.корр. "Контраста" Алексея Коваленко