Как Россия финансирует «ЛНР»
Jun 09,2015 00:00 by Алексей ЧЕРНОВ, Informator.lg.

Закрытый источник сообщил Informator.lg.ua о том, как Российская Федерация снабжает боевиков на Донбассе не только живой силой, военной техникой и экипировкой для ведения боевых действий, но и денежными средствами на «содержание» населения. По нашей информации, начиная с апреля 2015 года, РФ осуществляет прямое дотирование бюджета «республики» – выделяет средства на проведение социальных выплат. Напомним, в мае в «ЛНР» после восьмимесячной паузы была возобновлена выдача пенсий и социальных пособий.

Informator.lg.ua решил разобраться, каковы причины начала финансирования РФ сепаратистского «бюджета», объемы поступающих средств и, самое главное, дальнейшие перспективы – планирует ли Российская Федерация выделять эти средства в дальнейшем?

«Экономическое удушение» сепаратизма

С начала 2015 года украинские власти предприняли ряд шагов по усилению экономической блокады временно неподконтрольных районов Луганской и Донецкой областей.

В комплексе с принятым ранее постановлениями Кабмина №595 «О порядке финансирования бюджетных учреждений, находящихся на территории, временно неподконтрольной Украине», рядом нормативно-правовых документов, эти усилия привели к разрыву каких-либо официальных экономических связей с территорией, подконтрольной боевикам.

Экономика Луганской области и до войны находилась в плачевном состоянии. После захвата власти сепаратистами и отказа украинских властей финансировать неподконтрольные территории стало очевидно, что экономическая ситуация в «ЛНР» и «ДНР» приобретает очертания катастрофы.

Ее социальные предпосылки – остановка предприятий, выезд за пределы «ЛНР» большого количества трудоспособных лиц, предпринимателей, отсутствие возможности поддерживать экономические связи с Украиной.

Хотя точными цифрами мы не располагаем, очевидно, что соотношение количества «неработающих» и «работающих» лиц в «молодом государстве» плачевно.

На фоне этого большое значение для «ЛНР» приобрело поступление из РФ гуманитарной помощи. Однако ее объемы были недостаточны для территории с населением более миллиона человек. Кроме того, на оккупированной части Донбасса так и не создали эффективную систему распределения гуманитарной помощи – значительная ее часть разворовывалась, кое-что впоследствии продавалось через местные торговые сети.

Больше всего от стратегии «экономического удушения» сепаратистов внутри «республик» страдают пенсионеры и сотрудники «бюджетных учреждений». Фактически, начиная с момента захвата боевиками власти, эти люди остались без средств к существованию.

Тяжелую гуманитарную ситуацию на оккупированных территориях в начале 2015 года констатировал ряд международных организаций. Соответствующие высказывания в начале года звучали не только из уст представителей Международного Красного Креста, ОБСЕ, а и озвучивались рядом дипломатов. В частности, 1 февраля посол США в Украине Джеффри Пайет категорически осудил действия сепаратистов, приведшие к гуманитарной катастрофе.

Именно в этот период из некоторых районов «ЛНР» начали поступать сведения о голодных смертях пожилых людей, произошедших из-за отсутствия у них средств к существованию.

На фоне «военных успехов» ополченцев и общего «душевного подъема» в «молодых республиках», отсутствие у рядовых граждан денежных средств даже на самое необходимое существенно «портило картину» создаваемую телепропагандистами для «внутреннего» и «внешнего» потребления.

Расчет украинских властей был практически безупречен – очевидная экономическая неполноценность «республик» лишает их руководство шансов долго продержаться у власти.

Российская Федерация со своей стороны не торопилась брать на себя решение экономических проблем «республик» – сама война дело не из дешевых, а тут еще пенсионеров с бюджетниками нужно кормить. Очевидно, эти расходы изначально не входили в планы российского руководства.

В то же время, вынудить Украину финансировать «мятежный Донбасс» никак не удавалось. По данным СМИ, вопрос финансирования региона регулярно становился предметом обсуждения и торга – в последний раз Кремль пытался вынудить украинское руководство финансировать «мятежный Донбасс» в ходе Минских переговоров 12 февраля.

Деньги для «республик»

В начале весны 2015 года кремлевские кураторы «ЛНР» приняли решение напрямую дотировать бюджет «республики». Можно предположить, что это решение согласовывалось на самом высоком уровне, так как речь идет о серьезных суммах денежных средств. После «Минска-2» – переговоров в начале 2015 года у Кремля просто не было другого выбора – или «бросить кость» населению республик, или разделить с боевиками ответственность за все более масштабную гуманитарную катастрофу.

Как сообщил Informator’у закрытый источник, всего с начала года «республика» получила 3 транша из Российской Федерации. 4 апреля – 1 миллиард рублей, 15 апреля — 1,2 миллиарда рублей, 22 апреля — 224 миллиона рублей. О четвертом, долларовом транше, речь пойдет ниже.

Эти средства имели целевое назначение – выдача пенсий и зарплат сотрудникам бюджетных учреждений.

В апреле «государственные чиновники ЛНР» самодовольно рапортовали о том, что смогли «аккумулировать необходимые средства» и вскоре приступят к выплатам населению. Об источниках поступления денег они скромно умалчивали.

В этот же период из поля зрения «граждан» на неделю выпал глава «республики» Игорь Плотницкий. Одна из версий его таинственного исчезновения – визит «на ковер». Вероятнее всего, Игорю Венедиктовичу пришлось давать «хозяевам» личные обязательства, которые касались организации социальных выплат.

Параллельно с этим на территории самой «ЛНР» в спешном порядке производилась «перерегистрация» учреждений, открытие отделений «государственного банка» и самих «банковских счетов».

В конце мая луганским пенсионерам впервые за 8 месяцев начали выдавать «пенсию» – по 2 тысячи российских рублей. «Заминки», происходящие в процессе выдачи средств, боевики традиционно объясняли техническими недоработками.

Однако с заработными платами сотрудников бюджетных учреждений по-прежнему как-то не складывалось – то ли перерегистрацию не удавалось закончить, то ли «банковские счета» не удавалось открыть.

2 миллиона долларов – врачам и пенсионерам

Как сообщает наш источник, в конце мая в «ЛНР» поступил очередной транш из России – 2 млн. долларов. Как сообщил корреспонденту Informator.lg.ua закрытый источник, приближенный к руководству «республики», половина этой суммы будет потрачена на выплату пенсий, вторая половина – на погашение долгов по зарплате медикам. «В этой связи в ЛНР планируется открыть валютные счета», — пояснил источник. По его словам, обмен будет производиться по «специальному курсу ЛНР» — 25 гривен за 1 доллар.

Исходя из «внутриреспубликанского» курса, 2 млн. долларов соответствуют 50 млн. гривен или 100 млн. российских рублей. Если половина этих средств (50 млн. руб.) предназначена для пенсионеров, то свои 2 тыс. рублей в следующем месяце смогут получить лишь 25 тысяч пенсионеров. Что касается выплаты задолженности по зарплате медицинским работникам, для этих целей тоже вряд ли будет достаточно 50 млн. руб.

Отдельного внимания заслуживает курс, по которому в «республике» осуществляется обмен валюты. Он существенно отличается от украинского – соотношение гривны к рублю составляет 1:2, а американский доллар, по мнению боевиков, должен стоить 25 гривен.

Кто будет платить?

Хотя для такого большого государства, как Россия, называемые выше суммы не так уж велики, неизвестно, кто будет их платить. За последние полгода в связи с войной и санкциями экономическое положение РФ также существенно усложнилось.

Дополнительные военные зарплаты и необходимость финансировать «республики» приводит к тому, что в ряде субъектов Российской Федерации в целях экономии были урезаны надбавки к заработной плате и пенсиям.

Также, в апреле 2015 года министр финансов РФ Антон Силуанов заговорил о необходимости повысить в РФ пенсионный возраст. Из некоторых регионов РФ поступает информация о якобы взимании с местных жителей отчислений «в помощь Донбассу».

Итак, как долго РФ будет готова финансировать социальную сферу «молодой республики» –  пока остается вопросом. Теоретически, прекращение финансирования может произойти в любой момент. О том, как каким социально-экономическим и гуманитарным последствиям это приведет – остается только догадываться.