«ДНР»: Лякалки Гіркіна та ліквідація «Мамая»
May 26,2018 00:00 by Марія КУЧЕРЕНКО, Андрій КУЛИК,

Підбиваємо підсумки останніх подій у квазідержавному сепаратистському утворі – т. зв. «ДНР»

Визит Курта Волкера в Украину

Как и было анонсировано ранее, визит Волкера в Украину состоялся на прошлой неделе. Спецпредставитель Госдепа США по Украине встретился с жителями Донбасса на территориях, подконтрольных Украине, посетил зоны, прилегающие к линии разграничения, общался с украинскими военнослужащими, родственниками удерживаемых в плену и представителями различных политических сил.

Однако наибольшее медийное освещение получила единственная реплика Курта Волкера в интервью ВВС. В комментарии СМИ о предоставлении летального оружия Украине, спецпредставитель Госдепа США упомянул о том, что украинцы не смогут силой вернуть себе уже захваченные территории, но цена дальнейших попыток наступления для РФ будет расти.

Первыми на эту реплику отреагировали российские СМИ, которые последовательно демонизировали Курта Волкера с первой же их встречи с Сурковым, преследуя этим две цели:

- создать для российской аудитории образ достойного спаринг-партнера для Суркова, чье главное достижение в конструировании смыслов заключается в формировании собственного образа «мрачного и мало кем понятого интеллектуала»;

- доказать российским гражданам, что Россия снова напрямую говорит с США, которые «очень хотят поссорить братские славянские народы», то есть вернула былое величие, и россияне не должны обращать внимания на «временные трудности» в виде санкций, потому что живут в «великой империи».

Но следом за ними такая интерпретация была подхвачена и рядом украинских СМИ, причем остается неясным, чем все же это было – перепечатыванием и ориентацией на российские источники или простым вырыванием слов из контекста. На самом деле, дословно Курт Волкер заявил следующее в ответ на вопрос корреспондента о возможностях прекращения эскалации с помощью предоставления летального оружия:

«Если Украина не сможет удерживать свои позиции, это станет приглашением к новым наступлениям. А поставки такого оружия ясно дадут России понять: вам не заполучить большего, не заплатив за это высокую цену. Конечно, украинцы не смогут силой вернуть территорию, уже захваченную Россией. Россия слишком сильна. Но цена дальнейшего наступления для России уже возросла и может вырасти еще больше».

То есть фактически Волкер не сказал ничего нового: Украина не собирается переходить в активное и полномасштабное контрнаступление ни сегодня, ни завтра, так как, в отличие от РФ, следует всем существующим договоренностям, кроме того, Российская Федерация может задействовать дополнительные силы, что приведет к серьезным потерям. Но Украина может рассчитывать на поддержку США в своем намерении обороняться и получит все инструменты для ответа на вражеский огонь.

По миротворчеству ООН позиция Волкера тоже была артикулирована предельно четко: миротворцы теоретически могли бы появиться на Востоке Украины при выполнении двух условий – вывода российских войск с оккупированных частей Донбасса и не-задействовании РФ права вето.

Итоги встречи в рамках ТКГ

По итогам ТКГ все еще не удалось добиться ответа от российской стороны о передаче 23 заложников в обмен на украинских узников Кремля. Не получила никакого прояснения и тема активизации механизма поиска пропавших без вести силами Украины, РФ и МККК, о чем сообщила представитель Украины в гуманитарной подгруппе ТКГ Ирина Геращенко.

По мнению представителя ОБСЕ Мартина Сайдика, введение миротворческой миссии ООН на территорию Донбасса должно поспособствовать урегулированию конфликта в регионе.

Он заявил, что размещение миротворцев ООН в Донбассе поддерживает также спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер, с которым он встретился на прошлой неделе в Вашингтоне.

Сайдик также сообщил, что контактная группа очень подробно обсуждает обмен пленными между Киевом и самопровозглашенными республиками Донбасса.

«И если будут встречи в нормандском формате, надеемся, что там будет прогресс именно по этому вопросу», – добавил он.

Однако представители ОРДО разразились гневной отповедью на страницах своих «СМИ» по поводу «прямых угроз украинской стороны», очевидно, подразумевая предупреждение Украины о полной недопустимости проведения выборов на оккупированных территориях и отсутствующих юридических оснований к признанию их результатов кем-либо в мире. Сторона боевиков продолжает настаивать на выполнении политической части Минских соглашений прежде всего, тем самым отказываясь от собственных обязательств по обеспечению безопасности.

Развитие темы «отставки Суркова»

Как мы и писали ранее, говорить об отставке Суркова, а уж тем более – о полном отстранении его от вопроса псевдореспублик и минимизации его влияния, было преждевременно. Сурков принимал участие в переговорах Путина и Ангелы Меркель, которые, по словам Пескова, были призваны «помочь сверить часы по наиболее актуальным международным и региональными проблемам», в числе которых – «ситуация в Украине».

«Вы знаете, что наметилась существенная пауза в работе «нормандской четверки». Конечно, можно ожидать, что эта тема также будет подробно затрагиваться», – заявил Песков.

Деятельность силовиков

Комментарии Гиркина об эскалации.

Экс-«министр обороны ДНР» Игорь Гиркин продолжает демонстрировать свою «приближенность к кому надо» и «повышенную осведомленность» о «реальном» положении вещей в псевдореспубликах, критикуя качество подготовки российских «советников», интегрированных в каждую боевую единицу ОРДЛО. В посте в ЖЖ от 16.05.2018 он дословно заявил следующее:

«Данные по бригадам сообщу, кому следует, но, как показывает практика, это никак не повлияет на ситуацию. – Пока такие уроды, как «Кремень», командуют бригадами, а после идут на повышение, – угроза разгрома корпусных подразделений вследствие вопиющей некомпетентности и моральной нечистоплотности военачальников будет оставаться в числе основных».

По украинским данным, под позывным «Кремень» скрывается Игорь Каплий, десантник из РФ, ранее служивший в Туле и Омске.

По мнению Гиркина, Украина разрабатывает некий сценарий наступления «с молчаливого одобрения западных партнеров», который позволит «захватить Горловку, Ясиноватую, Дебальцево, Докучаевск, Петровский район Донецка, Желобок и ряд других пунктов». Здесь боевиком рассматриваются два алгоритма действий Кремля:

- сопротивляться данной ситуации силами уже находящихся на оккупированных территориях боевиков;

- «позволить подуть северному ветру» (на сленге симпатиков ОРДЛО «северный ветер» – прямое вторжение регулярных войск ВС РФ на территорию Украины), что выведет стороны на некий «Минск-3».

В последующем интервью «Рой-ТВ», остающемся одной из немногих площадок, куда еще зовут боевика, Гиркин проводил те же мысли, заверяя, что «без северного ветра отразить готовящуюся атаку будет невозможно», а «советники в корпусах – алкоголики». Однако желаемый для данной группы выход из ситуации был озвучен коллегой Гиркина по К-25 и его неизменным интервьюером Максимом Калашниковым, который заявил, что, возможно, их услышат «патриотично настроенные силовики, промышленники», что в очередной раз приоткрывает завесу над «тайной» о том, в чьих интересах работают Гиркин и его союзники.

Ликвидация «Мамая»

В ОРДО был ликвидирован один из командиров так называемого «батальона «Пятнашка»» Олег Мамиев. Это обстоятельство можно было бы считать рядовой успешной ответной операцией украинских сил, но реакция противника демонстрирует, что боевик с позывным «Мамай» был не совсем обычным «пушечным мясом»: о его «трагической гибели» высказался российский пропагандист, ныне воюющий в рядах НВФ ОРДО, Захар Прилепин, что было растиражировано целым рядом сепаратистских сайтов, которые, к тому же, очень много писали об «отсутствии у украинской стороны всякой тактики», очевидно, подразумевая такт и нежелание «скорбеть по герою Новороссии»:

Однако в данном случае показательно не только и не столько непонимание, почему украинцы не хотят сожалеть о гибели прибывшего на Донбасс из Северной Осетии боевика, сколько уже ставшие привычными в таких случаях заявления российских боевиков и «лидеров» псевдореспублик, в которых они последовательно говорят о мести, и о том, что якобы вместо одного погибшего «ополченца» появится десять новых. На коммуникационном уровне образуется некое странное сочетание кадыровской Чечни, с превозносимой традицией кровной мести, и советской военной риторики. Более того – 19 мая было объявлено траурным днем в псевдореспублике, что придает этому и вовсе некий северокорейский оттенок.

КОММЕНТАРИЙ:

Волкер заявил о своей поддержке Украины и ее инициатив по обороне своих территорий настолько откровенно, насколько мог сделать это в рамках своего мандата, потому выдергивание его слов из контекста и интерпретация по российским лекалам – скорее свидетельство непрофессионализма СМИ, нежели «неправильной» позиции США. Кроме того, эти слова должны были дать понять, что в случае, если главные условия для ввода миротворческой миссии, названные Волкером (вывод российских войск и незадействование права вето) не будут удовлетворены, США рассматривают и другие варианты развития событий, чем стоило бы заняться и Украине, и прекратить, наконец, бросаться от одной «безальтернативной формулы урегулирования» к другой.

Делать культ из миротворцев ООН очень опасно: внешние игроки вроде отдельных стран ЕС или организаций вроде ОБСЕ, желая поскорее завершить войну на Востоке Украины, выражают приверженность миротворчеству под эгидой ООН как некому чудодейственному способу и панацее, но такой подход недопустим. Украине критически важно отстаивать свои «красные линии» – речь никак не может идти ни о создании неких «зон безопасности», разве что если зоной безопасности будет считаться вся ныне оккупированная часть Донбасса, ни о «поэтапном развертывании миссии», ни уж тем более о миссии для охраны представителей ОБСЕ.

Не менее важным для Украины является продумывание других вариантов деоккупации и реинтеграции собственных территорий.

Высказывания Гиркина были и остаются крайне симптоматичными в отношении наличия в РФ разных групп влияния, которые имеют разные подходы к ситуации на Востоке Украины – призыв к «патриотично настроенным силовикам и промышленникам» может сказать очень многое о том, чьи интересы в действительности представляет боевик. Заявление Гиркина о том, что Украина будет наступать и сможет занять Дебальцево – еще одна демонстрация того, что Минские соглашения никак не могут рассматриваться в качестве рамочного документа для урегулирования и необходимо искать новые форматы и подходы, так как, согласно Комплексу мер, боевики и не должны были контролировать Дебальцево.