Палач и фальшивый герой. Кем на самом деле был человек, чье имя носит проспект в Мариуполе
May 10,2020 00:00 by Анна РОМАНЕНКО, Мариуполь

Весной 1943 года военно-морские силы Великобритании и США переломили ход событий в боях за Атлантику, где главной силой Германии был подводный флот. Превосходство немецких подводников, десятками топивших боевые корабли и транспортные суда противника, заставило союзников принять исключительные меры. И именно весной 1943 года произошло событие, до сих пор вызывающее негодование цивилизованной части человечества.

Одна из подводных лодок, всплыв рядом с норвежским островом Сенья, начала расстреливать из палубного орудия рыбацкие мотоботы под норвежскими флагами. К расстрелу присоединилась и команда во главе с капитаном. Они расстреливали рыбаков из стрелкового оружия. У этого события было немало свидетелей, кроме того, оно зафиксировано в вахтенном журнале подлодки и массе других документов. В результате были убиты десять рыбаков и пятеро были ранены. 

После окончания Второй мировой войны капитан рыбацкого мотобота Havegga Альфред Альвер рассказывал: «Мне не хватает слов. Все были словно в оцепенении. Мужчины и женщины рыдали навзрыд. Матери и вдовы хотели увидеть своих погибших родных. Однако этого нельзя было допустить. Убитых закрыли в сарае на набережной. Снаружи толпились родные и близкие, пытаясь выломать дверь. Никто из нас не осмеливался обратиться к ним со словами утешения...

Это была садистская игра, которой наслаждался капитан подлодки. Таково моё мнение. Мы неоднократно обращались к… властям за разъяснениями. Никакого ответа мы так и не получили. Не было даже простого извинения... Если бы мне еще раз повстречался этот капитан подлодки, то я бы всадил в него нож, пусть даже мы бы и встретились в церкви».

Из пяти подвергшихся нападению рыбацких суден одно в итоге затонуло. Хотя капитан-подводник без ложной скромности заявлял о четырёх затопленных мотоботах. Имя капитана – Николай Лунин.

Но рассматривать этот эпизод необходимо в свете предыдущих «успехов» Лунина.

22 июня он встретил в должности командира подводной лодки Щ-421 Северного флота и выполнил 5 боевых походов, заявив о семи торпедных атаках и семи потопленных судах общим водоизмещением 49 тысяч тонн. Результативность – просто феноменальная! Только за один поход в ноябре 1941 года Щ-421, по докладу Лунина, потопила три транспорта противника. За такие выдающиеся успехи весной 1942 года капитану было присвоено звание Героя Советского Союза, а подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени. Так появился герой-подводник для советской пропаганды. Однако после войны проверка документов показала, что подлодка Лунина за все свои походы потопила лишь одно судно – небольшой немецкий пароход Consul Schulte, которому на тот момент было уже 44 года. Пароход перевозил разобранные бараки, а в результате атаки два человека на его борту погибли и ещё двое получили ранения. 

Сама подлодка в результате сброса глубинных бомб кораблями сопровождения получила целый ряд повреждений: «лопнула сварка водяной магистрали трюмной помпы – в центральный пост стало поступать до 3 тонн воды в час, что угрожало вызвать замыкание приборов центрального поста, затоплен артиллерийский погреб, нарушилась герметичность топливной цистерны № 4, что вызвало утечку топлива, заклинена крышка торпедного аппарата №1».

Но тогда, в 1942-м, фотографии Лунина, геройски отправляющего на дно корабли и суда противника в невероятных количествах, печатались в газетах, а в киножурналах показывали кадры хроники об успехах новоиспечённого Героя Советского Союза. Вся эта ложь вскроется гораздо позже, а пока герою-подводнику доверяют новейший подводный крейсер К-21, только что введённый в состав Северного флота. На то время субмарины проекта «К» были лучшими подлодками СССР.

9 апреля 1942 года К-21, судя по записям в вахтенном журнале, обнаружила миноносец типа Karl Galster. На самом деле это был старый лёгкий крейсер Brummer. Лунин атаковал его с дистанции более 2,5 километра, выпустив 6 торпед, и доложил об уничтожении корабля. В действительности все торпеды прошли мимо. 

Ну а летом состоялся наиболее известный в жизни Лунина поход. Связан он с событиями, разворачивавшимися вокруг печально знаменитого конвоя PQ-17, на перехват которого из норвежских фьордов вышел линкор Tirpitz – самый большой корабль Военно-морских сил Германии. После того, как в 1941 году благодаря усилиям британского флота линкор Bismark («родной брат» Tirpitz’а) уже в первом своём походе отправился на дно, Гитлер приказал вообще не выводить Torpitz в открытое море – линкор почти всё время своей службы находился на стоянке в норвежских фьордах под мощнейшей охраной зенитных батарей, противоторпедных заграждений и кораблей сопровождения.

Однако после появления информации о движении большого конвоя (PQ-17) капитан линкора, будучи уверенным в отсутствии угрозы кораблю, нарушил приказ фюрера. Так что встреча Tirpitz’a в открытом море стала для Лунина просто фантастической удачей. Герой Советского Союза провёл смелую атаку и радиограммой доложил о потоплении грозы северных морей – линкора Tirpitz. Перехватившие радиограмму немцы были крайне удивлены этим событием. Лунин неправильно рассчитал атаку, допустив ошибку и в курсе корабля, и в его скорости: скорость линкора составляла 45 км/ч (Лунин считал, что 40), а угол курса линкора к субмарине составлял 90 градусов (Лунин считал, что 60). Если бы четыре торпеды были отправлены с бОльшими временными интервалами, то Tirpitz наверняка был бы затоплен, но, как считают специалисты, Лунин просто побоялся находиться на перископной глубине достаточный для правильной атаки период времени. Кроме того, такая торпедная атака (при угле 90 градусов, расстоянии 3,3-3,7 км и скоростью цели 40-45 км/ч) была запрещена советскими военно-морскими руководствами как бесполезная. Оказавшись на берегу, Лунин написал список членов команды к награждению, причём некоторых из них представил к ордену Ленина. А это значит, что себя он видел уже двукратным ГСС. Когда оказалось, что Tirpitz cпокойно вернулся на место стоянки, Лунин, конечно, был, мягко говоря, разочарован. Теперь он говорил, что затопил не Tirpitz, а один из эсминцев сопровождения. Но немцы в тот день эсминцев не теряли. Более того, ни в сохранившемся вахтенном журнале линкора, ни в вахтенных журналах всей группы кораблей вообще не было отражено факта торпедной атаки, то есть немцы её попросту не заметили! И это при том, что Tirpitz оберегался, как никакой другой корабль флота, и сотни глаз наблюдателей ежесекундно высматривали следы от торпед и перископов на водной поверхности.

У педантичных немцев не существует ни одного документального подтверждения каких-бы то ни было ремонтов, которые хоть как-то могли быть связаны с попаданием торпеды – ни смет на ремонт, ни вообще проведения такого ремонта, ни каких бы то ни было иных свидетельств. Тем не менее, по возвращении в базу подлодке К-21 было засчитано потопление эсминца и повреждение Tirpitz’a. Ну а сам Tirpitz, как и строившийся по этому же проекту Bismark, был в итоге затоплен британцами. Затоплен, как и Bismark, по-настоящему, а не по-лунински. 

Лунин за свою атаку был награждён орденом Красного знамени.

Ну а теперь давайте перейдём к судам, которые К-21 под командованием Лунина действительно повредила. 

12 апреля 1943 года К-21 всплыла недалеко от рыбацкого поселения Гриллефьорд на севере Норвегии. В непосредственной близости от подводного крейсера находилось большое количество рыбацких ботов под норвежскими флагами. Именно их и начали расстреливать краснофлотцы из 100-миллиметрового палубного орудия, а вышедшая на палубу команда вела огонь из стрелкового оружия – ручных пулемётов ДТ, винтовок, пистолета пулемёта и даже револьвера Нагана (подробные данные о расходовании боеприпасов к стрелковому оружию во время потопления норвежских рыбацких судов находятся в ОЦВМА (дело 14349 Фонд 113 Листы 61-66). Первым подвергся атаке мотобот Havegga: трое из семи членов экипажа были убиты. Havegga начал движение к берегу, но с палубы К-21 продолжали стрелять из автоматического оружия, в результате из четырёх выживших двое, в том числе и шкипер Альфред Альвер, получили ранения.

После этого экипаж К-21 переключил своё внимание на мотобот Baren. Шкипер Бернт Кристофферсен повернул свой катер к берегу, и в это время увидел за бортом человека – это был один из краснофлотцев с К-21, однако экипажем не было предпринято никаких попыток к его спасению. Норвежцы подняли русского на борт и отправились к берегу.

Третьей жертвой атаки стал мотобот Øistein. Норвежцы застопорили ход в ста метрах от советской субмарины, демонстрируя, что не представляют угрозы и не являются военным судном. С такой короткой дистанции первый же снаряд с К-21 попал в корму мотобота, а второй сделал пробоину ниже ватерлинии. В итоге на Øistein были убиты пять из семи членов экипажа, а двое выживших получили ранения и им потребовалось несколько часов, чтобы привести тонущий мотобот к берегу.

Субмарина продолжила движение на юго-запад и открыла огонь по нескольким другим рыбацким катерам, которым удалось спастись. Затем, приблизившись к боту Skreien, норвежцам просигнализировали требование приблизиться. Рыбаки повиновались и в итоге были захвачены подводниками, которые приказали им подняться на борт (брошенный Skreien был найден норвежцами через неделю после этих событий). 

Последним рыбацким катером, на который было совершено нападение, был Frøy, получивший попадание двух снарядов, в результате чего один из членов экипажа погиб, а другой получил серьезные ранения. Из-за пробоины в борту катер начал набирать воду, а оставшиеся в живых рыбаки были подобраны ботом Gyda, однако раненый на Frøy Ингвард Петтерсен скончался в больнице на следующий день. 

А теперь давайте вернёмся к подобранному норвежцами русскому моряку. Этот эпизод детально описан в исследовании, проведённом мурманским журналистом Владимиром Сорокажердьевым, работавшим как с норвежскими, так и с советскими архивами:

«При ведении артогня по четвертому мотоботу в 15.17, – писал Лунин в отчете, – набежавшей зыбью был смыт за борт подносчик снарядов носовой 100-мм пушки вестовой краснофлотец Лабутин. Услышав крик «Человек за бортом», я, как и присутствующие на мостике, увидел его у среза кормы по правому борту, после чего его накрыло волной, и он больше на поверхности не появлялся… Упавшего краснофлотца Лабутина полагаю утонувшим. Возможность компрометации номера подводной лодки может произойти в случае, если был выловлен его труп, по документам, бывшим у него (боевая книжка, краснофлотская книжка)».

По боевому расписанию Алексей Лабутин находился в расчёте носового орудия. Нёс снаряд к пушке, когда все случилось. По морю шла крупная зыбь, лодку сильно качнуло, краснофлотец вместе со снарядом упал за борт. Алексей Николаевич в начале 90-х вспоминал:

«Отчетливо помню, как беспомощно барахтался в воде, пытаясь ухватиться хоть за что-нибудь. Но на гладких обводах лодки ни одного крючка не найдешь. Первым делом сбросил тяжелые сапоги, фуфайку. А лодка уходила все дальше, унося всякую надежду на спасение...».

Спасённый норвежцами Лабутин был отправлен немцами в лагерь для военнопленных, используемых в качестве грузчиков в порту. Позже, благодаря помощи бойцов норвежского сопротивления, Лабутин бежал из немецкого лагеря, оказавшись в лагере советском, однако в итоге ему было позволено отправиться на фронт, и войну он закончил в госпитале, будучи тяжело раненым под Кёнигсбергом.

Владимир Сорокажердьев: «Сразу же после войны он написал бывшему командиру письмо, спросил, почему не спасли, бросили на произвол судьбы. Лунин не ответил, и Лабутин пронёс обиду через всю жизнь. Только в начале 90-х годов он приехал на Северный флот. О том, как барахтался в море, а лодка уходила всё дальше, рассказывал журналистам со слезами на глазах. Тогда-то местные газеты впервые поведали о нём правду».

Интересно, что норвежцы не верили в принадлежность подлодки, считая, что всё это было сделано немцами, которые, таким образом, хотели вызвать ненависть к советской армии. По мнению норвежцев, русский моряк был подброшен. Естественно, в СССР тоже не поверили бы в эту историю о герое-подводнике Лунине.

Что касается рыбаков, захваченных советскими подводниками, то все, кроме одного, были отправлены в лагерь между Ленинградом и Москвой, где двое из них (Сигурд Андреассен и Олав Олсен) умерли. В начале июня 1944 года четверо оставшихся в живых норвежцев были отправлены в лагерь, расположенный в Караганде, где умер ещё один из рыбаков – Фритьоф Брокс. В 1946 году, благодаря усилиям норвежского правительства, трое выживших пленников были отправлены домой.

Имена десяти погибших во время атаки Лунина рыбаков, а также имена тех, кто погиб в советском концлагере, выбиты на памятнике в рыбацком посёлке Гриллефьорд. 

Mikal Halvorsen (18 лет), Havegga

Karl Johansen (25 лет), Havegga

Ingvard Iversen (33 года), Havegga

Berge Fredriksen (53 года), Øistein

Kristoffer Henriksen (45 лет), Øistein

Jacob Jacobsen (40 лет), Øistein

Halfdan Joakimsen (38 лет), Øistein

Magne Pettersen (24 года), Øistein

Odd Olsen (26 лет), Frøy

Ingvard Pettersen (52 года), Frøy (умер в больнице Харстада)

Умерли в плену

Sigurd Andreassen (35 лет)

Olav Olsen (40 лет)

Fridtjof Brox (45 лет)

За время своей карьеры Лунин доложил о потоплении семнадцати (!!!) кораблей и судов противника (семь – на Щ-421 и десять – на К-21). Но давайте посмотрим, какой же была истинная результативность капитана. 

Дата

Плавсредство

Принадлежность

Тоннаж

Примечания

5.02.42

Consul Schulte

Германия

1 774

торпедная атака

9.07.42

Большой охотник Uj-1110

ВМС Германии

527

подорвался на мине, установленной, возможно, подлодкой К-3, а возможно - подлодкой К-21 Лунина

12.04.43

Мотобот Frøy

Норвегия

-

Артиллерийский огонь

 Как видим, в качестве капитана современнейшего подводного крейсера К-21 Лунин непосредственной атакой потопил только тот самый рыбацкий катер Frøy, который, как и другие атакованные норвежские мотоботы, даже не состоял на службе у Германии. Оправдывающие Лунина говорят о том, что рыба, добываемая норвежскими рыбаками, гипотетически могла попадать к немцам. Но с таким же успехом армия СССР могла бы атаковать рыбацкие катера в Мариуполе, убивая рыбаков. Хотя, и такие атаки были. Но о них – в следующий раз.

Лунин прожил в нашем городе 15 лет. Но это не повод устанавливать памятник бездарному капитану, в течение всей войны занимавшемуся приписками. А проспект и площадь города ни в коем случае не должны носить имя военного преступника (а деяния Лунина, и расстрел мотоботов, и захват в плен гражданских лиц, – это безоговорочные военные преступления). Поднимать этот вопрос незадолго до местных выборов мэр вряд ли захочет – большая часть населения будет биться в истериках, как это было при переименовании проспекта Жукова. Но рано или поздно памятник всё равно будет снесён, а площадь и проспект – переименованы. И этот процесс уже запущен.

P.S. Просьба к желающим отстоять честь «героя» и воспеть подвиги Советского Союза: если Вы хотите высказать иную точку зрения, то у вас есть только один путь – со ссылкой на документы доказать, что затопленная артогнём норвежская рыбацкая лодка на самом деле и была линкором Tirpitz, а норвежские моряки захватили К-21, чтобы наконец-то покинуть Норвегию и умереть в советских концлагерях. Всё остальное – это просто вой из могилы сгнившего СССР.

Справочно: адмирал Николай Лунин 15 лет прожил в Мариуполе. Учился в 31-й школе, где есть его музей.

В 2011 году в Мариуполе площадь у бывшего морвокзала получила название – площадь Лунина. Там был установлен памятник адмиралу. Деньги на возведение памятника Лунину собирала инициативная группа мариупольцев под руководством Емельяна Лившица. Средства на памятник перечислили Партия регионов, ГП «Мариупольский морской торговый порт», ООО «СРЗ», частные предприниматели и просто жители, неравнодушные к истории города.

Кроме площади, один из центральных проспектов в Приморском районе Мариуполя назван в честь Адмирала Лунина.

Источники информации:

bismarck-class.dk, b-port.com, en.wikipedia.org, skrolsvika.no, Википедия,

sovboat.ru, topwar.ru, submarine-at-war.ru

На фото: Герой Советского Союза, военный преступник и просто мошенник Н. Лунин.