Позиция КНР по вопросу завершения Второй мировой войны и капитуляции Японии: современные оценки и подходы
Aug 26,2025 00:00
by
Сергей ТОЛСТОВ, Киев
![]() Вторая мировая война была самым опасным и разрушительным конфликтом в истории человечества. В войне в разной мере принимали участие 62 из 74 существовавших в то время формально независимых государств. В странах-участницах Второй мировой войны проживало более 80% населения земного шара, которое тогда составляло 1,7 млрд человек. Военные действия велись на территории 40 государств в Европе, Азии, Африке и на просторах Атлантического и Тихого океанов. Разумеется, роль различных участников в мировой войне была не пропорциональной по степени их вовлеченности и несопоставимой по объему затраченных усилий и понесенных потерь. Поэтому не удивительно, что полемика о роли основных участников Второй мировой войны в обеспечении победы над фашизмом продолжается до сих пор, отражая различные концепции формирования национальной памяти и различия в трактовке исторических событий. Вторым важным обстоятельством является официально принятая в различных странах трактовка и хронология исторических событий: когда началась Вторая мировая война, в чем заключались ее политические и экономические предпосылки, когда и как произошло сплетение в одном потоке отдельных региональных конфликтов, как соотносятся роль и значение отдельных театров военных действий, когда закончилась война и в чем заключается символическое значение дат, обозначающих начало и официальное окончание войны. Второй мировой войне предшествовал ряд локальных войн и конфликтов в Европе, Азии и Африке, в ходе которых формировались предпосылки обострения конфронтации и складывались контуры будущих союзов и коалиций. В начале 1930-х гг. возник очаг войны в Восточной Азии, вызванный японской оккупацией Манчжурии (1931 г.), вслед за которой последовала полномасштабная агрессия против Китайской республики, которую Япония начала 7 июля1937 г.
Новые подходы и оценки новейшей истории Китая В современной китайской историографии события 1931–1945 гг. воспринимаются как взаимосвязанные элементы единого процесса. Они включают два вполне логичных и обоснованных периода – локальную «антияпонскую войну» 1931–1937 гг. и «всекитайскую антияпонскую войну» 1937–1945 гг., которые неразрывно связаны между собой, поскольку отражают различные этапы японской военной экспансии с целью аннексии территорий, колонизации и экономического порабощения страны. В западной историографии к указанным событиям чаще всего применяются термины «японо-китайская война 1937-1945 годов» или вторая японо-китайская война (по сравнению с первой японо-китайской войной 1894-1895 годов). С точки зрения китайской традиции, данный период рассматривается в первую очередь как многолетняя Война сопротивления китайского народа японской агрессии и японскому милитаризму, которая была важной составляющей «мировой антифашистской войны» и главным сухопутным театром военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В современном мире идеологическая интерпретация истории – метод вполне типичный и широко распространенный. Многие политические лидеры используют стереотипы национальной памяти с целью формирования архетипов массового сознания и влияния на общественные настроения. Потребность в переоценке исторического прошлого обусловлена изменениями в международных процессах, эволюцией идеологических предпочтений власти, успехами или неудачами в экономическом и политическом развитии отдельных стран. Вполне закономерно и логично, что опыт развития КНР после Второй мировой войны не мог не повлиять на оценку ее характера и значения событий на различных театрах вооруженного противостояния. До начала войны на Тихом океане, в 1937-1940 гг. китайский фронт сковывал основные силы японской армии. Общая численность японской сухопутной армии в Китае достигала 80% и вплоть до капитуляции Японии значительно превосходила общую численность войск на тихоокеанском театре военных действий. В течение долгого времени мемориальные даты, связанные со Второй мировой войной, отмечались в КНР довольно скромно. Во многом это объяснялось идеологическими, политическими и военными противоречиями между Компартией и Гоминьданом, отношения между которыми в период 1937-1945 годов колебались в диапазоне между открытой враждебностью и умеренным сотрудничеством, к которому их призывали правительства стран-союзников, включая СССР и США. В войне с японскими оккупационными войсками и коллаборационистами принимали участие и военные формирования, сформированные под руководством КПК, и правительственные войска Народно-революционной армии Китая, подчинявшиеся правительству Чан Кайши. В 1937-1940 гг. военные контингенты этих структур координировали действия против японских войск, однако затем военное сотрудничество было расторгнуто, в результате чего военные формирования КПК перешли к партизанским методам борьбы. 9 сентября1945 г. капитуляцию японских войск на территории Китая принимал Хэ Инцинь – представитель правительства Чан Кайши, входивший в состав Командования союзных войск в Китае, созданного в1943 г. для координации действий американских и китайских войск в регионе Юго-Восточной Азии. Так называемая «Китайская военная зона» включала большую часть Китая, в основном его южные , центральные и юго-восточные провинции, а также Вьетнам, Бирму и Таиланд. Впрочем, правительство партии Гоминьдан не смогло долго удерживать власть. В результате гражданской войны 1946-1949 гг. правительство Чан Кайши потерпело поражение и было вынуждено эвакуироваться на Тайвань. В послевоенный период конфликт между КПК и Гоминьданом существенно повлиял на оценку исторических событий 1937-1945 гг., в которых официальная китайская историография делала акцент преимущественно на внутриполитических аспектах, в которых роль Гоминьдана представлялась однозначно в крайне неприглядном свете. Оценки событий периода Второй мировой войны начали пересматриваться в начале 2010-х гг. с учетом выдающихся успехов страны в развитии современной экономики и утверждением Китая в роли великой державы первого уровня. В новых условиях в ретроспективном взгляде на исторические события стало более важным не столько акцентировать внимание на давних конфликтах с Гоминьданом, претензиях к Чан Кайши, его окружению, коррумпированному генералитету и чиновникам, сколько систематизировать роль китайского народа в достижении общей победы над германским фашизмом и японским имперским милитаризмом. Вполне очевидно просматривалась заинтересованность руководства КНР в обосновании оценки исторического опыта страны как единого процесса, в котором восстановление международного престижа страны сочетается с антиимпериалистической традицией, привлекательной как для формирования национального единства, так и закрепления лидерства в сообществе стран «Глобального Юга». Вторым важным фактором стала обновленная интерпретация источников и причин второй мировой войны, позволяющая учитывать обстоятельства и содержательные аспекты Войны сопротивления китайского народа японской агрессии. По оценкам китайских историков, масштаб военных действий на театрах военных действий, имевших место на пространстве Евразии, позволяет рассматривать СССР и Китай в качестве важнейших участников «всемирного антифашистского лагеря», на территории которых проходили основные сражения сухопутных сил. Учитывая роль СССР и Китая, страны оси (Германия, Италия, Япония и их союзники) понимали, что мировое господство они смогут установить лишь при достижении двух условий: в Европе они должны нанести поражение Советскому Союзу, а в Азии – Китаю. В современной трактовке Второй мировой войны представлено и новое определение фашизма как «продукта соединения империализма и феодального милитаризма». Примечательно, что данное определение включает в себя не только оценку государственного строя и идеологии Германии и Италии 1930-х – первой половины 1940-х гг., но и характеристику имперско-националистический Японии, представлявшей главную опасность для народов Азии и островов Тихого океана. С учетом этих особенностей в официальных документах КНР Вторая мировая рассматривается как «Мировая антифашистская война». Впрочем, учитывая многообразие определений фашизма в мировой практике и политической литературе, предложенное определение является вполне приемлемым. Что касается других трактовок этого понятия, наиболее обобщенной представляется оценка фашизма как идеологической модели и формы политической практики, в которых выражены радикальная империалистическая идеология, тоталитарные / авторитарные политические практики, культ личности, милитаризм, национализм, тотальное преследование оппозиции, контроль информации, подавление прав и свобод человека. Учитывая обострение полемики по вопросу о датах начала и окончания войны, государственные органы власти КНР приняли решение утвердить День победы китайского народа в антияпонской войне как государственный праздник, который отмечается 3 сентября – на следующий день после подписания Акта о капитуляции Японии (2 сентября1945 г.). Введение нового государственного праздника не означает претензии на изменение хронологических дат войны, которые применяются скорее для удобства обозначения и датировки универсальных событий и фактов. Речь идет скорее о желании утвердить собственный привлекательный символ, позволяющий обозначить вклад страны в достижение общей победы над врагом, апеллировать к итогам мирного послевоенного урегулирования и усилить роль Китая в формировании нового мирового порядка. СМИ КНР обосновывают ведение новой памятной даты стремлением «запечатлеть» события 1937-1945 гг. в национальной памяти китайцев и «сделать их источником силы великого возрождения китайской нации». Победа рассматривается не только как успешное завершение войны в лагере победителей, но и как ключевой момент в истории Китая, символизирующий переход от упадка к национальному возрождению, который необратимо изменил ход истории Китая. Предшествующий период в истории страны характеризуется как период упадка и кризиса, связанного с империалистическим угнетением, агрессией великих держав и тяжелыми испытаниями. В свою очередь победа в Войне сопротивления рассматривается как отправная точка, обеспечившая восстановление силы, достоинства и процветания страны. Председатель КНР Си Цзиньпин предельно ясно обозначил новые акценты в восприятии итогов Второй мировой войны: «Великая победа китайского народа в войне с Японией была для китайской нации историческим поворотным пунктом в процессе движения от погружения в глубокий кризис к великому возрождению». Победа восстановила статус Китая как великой мировой державы, открыла «славные перспективы великого возрождения китайской нации». (Речь на юбилейном торжестве по случаю 70-летия Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и Мировой антифашистской войне, 3 сентября2015 г.)
Итоги войны для Китая Экономические итоги войны 1937–1945 гг. были для Китая крайне тяжелыми. Военные действия на китайском фронте продолжалась восемь лет, а с учетом японской оккупации Манчжурии – война длилась целых 14 лет. Военные разрушения и репрессии оккупантов парализовали работу промышленности и привели к деградации сельского хозяйства и инфраструктуры. Китай испытывал острую нехватку продовольствия, топлива и других необходимых ресурсов. Для удовлетворения потребностей в продовольствии и ресурсах правительство Гоминьдана рассчитывало на кредиты, в основном со стороны США. Однако иностранная помощь и объемы военных поставок были явно недостаточными, что вскоре привело к потере контроля над большей частью территории страны. В то же время, дипломатические итоги Второй мировой войны оказались более благоприятными в плане восстановления формальных атрибутов национального суверенитета и государственной независимости. После нападения Японии на США Китай стал участником антигитлеровской коалиции. 9 декабря1941 г. правительство Чан Кайши объявило войну Германии и Италии, а 10 декабря – Японии. Хотя Япония вела военные действия против Китайской Республики с1931 г., до этого времени состояние войны официально объявлено не было. 26 декабря1941 г. был заключен договор о военном союзе между Китаем, Великобританией и США, который ознаменовал прекращение действия англо-японских союзнических отношений. 1 января1942 г. представитель китайского правительства, вместе с лидерами США, Великобритании и послом СССР, подписал Декларацию Объединенных Наций, в которой была сформулирована программа целей и принципов государств, участвующих в войне против агрессивного блока Германии, Италии и Японии. Китай был признан в качестве участника «большой четвёрки» великих держав, координировавших свои цели в ходе войны и в рамках послевоенного политического урегулирования. 11 января1943 г. США и Великобритания подписали документы о денонсации неравноправных договоров, навязанных еще императорскому Китаю. Статус Китая был подтвержден участием в Каирской конференции в ноябре 1943 года, где обсуждались планы войны и послевоенного устройства в Тихоокеанском регионе, а также Потсдамской конференции в июле1945 г. По итогам Каирской конференции1943 г. Рузвельт и Черчилль признали суверенитет Китая над Маньчжурией, Формозой (Тайванем) и Пескадорскими островами (Пэнхуледао). Рузвельт предполагал, что после победы над Японией Китаю будет передан контроль над всем Французским Индокитаем, но Чан Кайши от этого отказался. В ходе переговоров с СССР были полностью подтверждены права Китая на территорию Внутренней Монголии, Синьцзяна, бывшие советские железнодорожные активы в Манчжурии и порты на Желтом море, однако СССР не признал права Китая на Внешнюю Монголию, входившую в состав Китая до1921 г. По итогам войны 1937–1945 гг. Китай восстановил суверенитет над своей континентальной территорией и добился признания прав на ряд островных архипелагов. Однако поскольку в результате гражданской войны в стране возникли две враждующих юрисдикции – КНР на континенте и Республика Китай на Тайване, программа национального объединения была осложнена непризнанием КНР со стороны Запада и затяжным политическим конфликтом между коммунистическим правительством в Пекине с властями Тайваня. Существенные препятствия возникли и с признанием прав КНР на прибрежные островные архипелаги Пэнхуледао (Пескадорские острова), Сиша (Парасельские острова), Наньша (Спратли) и Дунша (Пратас). Этот вопрос рассматривался на конференции в Сан-Франциско (1951 г.), по итогам которой был подписан мирный договор с Японией. От имени Китая в конференции участвовало правительство Гоминьдана, интересы которого лоббировали США. По условиям мирного договора Япония отказывалась от претензий на Тайвань, Пескадорские острова, Парасельские острова и архипелаг Спратли. Однако договор не содержал и признания суверенитета Китая над этими островными территориями, что впоследствии стало поводом для выдвижения претензий и многочисленных территориальных споров. Не менее важным является и тот факт, что по завершению Второй мировой войны принадлежность о. Тайвань Китаю считалась законной и общепризнанной, однако в результате острых политических противоречий власти Тайваня в категорической форме отвергают предложение признавать эту территорию частью единого китайского государственного образования. В то же время, продвижение концепции «единого Китая» по формуле одна страна – две системы служит дополнительным поводом обращения к результатам и опыту Второй мировой войны. С точки зрения нынешних возможностей и перспектив международного влияния КНР, обращение к политическим итогам Второй мировой войны рассматривается как стимул к более активной роли Китая, принятию на себя большей ответственности и обязательств в мировом сообществе. Апеллируя к странам «Глобального Юга», руководство КНР напоминает, что завершение Второй мировой войны стало прологом деколонизации и подъема новых независимых государств. И поскольку для народов Азии, Африки и Латинской Америки послевоенный период стал началом «новой эры», победа1945 г. заслуживает того, чтобы о ней не забывали.
|