Аналитическая справка относительно деятельности Минуглепрома в 2008 году
Apr 19,2009 00:00 by admin

Согласно сведенной бухгалтерской и финансовой отчетности, угледобывающими предприятиями отрасли получены убытки от выпуска товарной продукции в сумме 4355,0 млн. грн., которые были покрыты бюджетными средствами на 89,8 % (государственная поддержка на себестоимость - 3910,7 млн.грн.). За 2008 год списано со складов шахт рядового угля 191 тыс. тонн (это или приписки, или некондиция, которая не включается в добычу. В пересчете – это больше 3000 вагонов), что причинило убытки государству в сумме 102 млн. грн. Списана дебиторская задолженность за 69 тыс. тонн отгруженного угля потребителям, убытки составили 23 млн. грн. В целом списано дебиторской задолженности на 79 млн. грн.

Угледобывающими предприятиями закуплен уголь у коммерческих структур, в некоторых случаях даже у зарубежных (Россия) и реализовано потребителям через ГП «Уголь Украины» на сумму 919,4 млн. грн. при средней цене 520 грн., а это более 1,5 млн. тонн угля. Когда на складах шахт на 1 января 2009 года находилось 1425 тыс. тонн рядового угля, остатки по сравнению с началом года выросли на 1005 тыс. тонн и готовой угольной продукции 937 тыс. тонн. Вместе с тем выросли и остатки готовой угольной продукции на складах обогатительных фабрик на 330 тыс. тонн на сумму 146 млн. грн. Особенно этот рост наблюдается в Луганской области, где по непонятным причинам не оплачивается обогащение, и товарная продукция не отгружается, растет кредиторская задолженность, из-за которой можно забрать предприятие.

Кроме того, через ГП «Снежноеуглесбыт» закуплен уголь неизвестного происхождения и реализован потребителям через ГП «Уголь Украины» на сумму 138 млн. грн., а это почти 300 тыс. тонн, за которые ГП «Уголь Украины»  стопроцентно рассчиталось. Через отдельные государственные угледобывающие предприятия и ГП «Уголь Украины» прорабытываются явные коррупционные схемы реализации угля и его обогащения. Так, уже в период кризиса, при недостаче денежных средств на выплату заработной платы шахтерам, через ГП «Свердловантрацит» закупается уголь неизвестного происхождения и по договорам ГП «Свердловантрацит» продается ГП «Уголь Украины» (сама высокая цена на уголь). С ноября по февраль такого угля было реализовано на 180 млн. грн. (300 тыс. тонн), что нанесло прямой убыток отрасли. При этом собственный уголь откладывается на склад – 59 тыс. тонн рядового угля и 144 тыс. тонн готовой угольной продукции. Из-за высокой цены (среднегодовая составляет 497,57грн.) при себестоимости 1 тонны готовой угольной продукции 353,15 грн. предприятие в условиях плановой убыточности отрасли получает колоссальные прибыли и насчитывает 66,5 млн. грн. налога на прибыль, при этом увеличивая недоимку перед бюджетом на 32 млн. грн.

 

 

Мало того, предприятие проводит эксперимент со вторичной переработкой угольной продукции через ООО ГЗФ «Лутугінська» (в действительности данной обогатительной фабрики не существует), перерабатывает там якобы бы 200 тыс. тонн угольной продукции и платит за это 2,2 млн. грн. Такие действия наносят прямые убытки как самому предприятию, так и государству, при этом имея в своем распоряжении три фабрики, которые полностью перерабатывают уголь, добытый на шахтах предприятия.

Параллельно применяется еще одна коррупционная схема реализации шламов. Фирма покупает шламы в ГП «Ровенькиантрацит» по цене 54 грн. В эти шламы добавляется (без документов) качественный уголь ГП «Свердловантрацит» и реализуется ГП «Уголь Украины». Такая схема причиняет государству убытки свыше 30 млн. грн. Кроме того, при анализе добычи обнаружен заниженный выход угля из проходочных забоев, который не учитывается в добыче в ГП «Ровенькиантрацит». Ежедневно реализуется неучтенного угля 1 - 1,5 тыс. тонн, что в расчете на месяц составляет сумму свыше 20 млн. грн., в год - больше 200 млн. грн. нанесенных государству убытков.

 Одновременно с угольными махинациями реализуются коррупционные схемы и с имуществом. Под страшным давлением Министром согласуются, вопреки постановлению Кабинета Министров, договоры о совместной деятельности между фирмами так называемой куратора угольной отрасли (Натальи Королевской – прим. ред.) и ГП «Ровенькиантрацит», ГП «Свердловантрацит» и ГП «Луганскантрацит».

 Данные договоры быстренько зарегистрировали в налоговых администрациях, но под моим личным давлением на главных бухгалтеров предприятий они не заработали, имущество не было передано в совместную деятельность. Но... Не удалось украсть целое предприятие – начинают красть частями. Так, на сегодняшний день ЦОФ «Славяносербская» выведена из ГП «Луганскуголь» и передана без всяких согласований и разрешений в аренду.

Сегодня идет война за ОФ «Новопавловская», владеющую уникальной лабораторией по определению качества угля, и которая в последнее время занимается лишь обслуживанием так называемых «копанок», которые находятся в районе города Красный Луч. По своему прямому назначению фабрика не работает.

 Отдельно проведен анализ работы ГП «Уголь Украины». За 2008 год предприятие, которое должно зарабатывать лишь на свое содержание, сработало с прибылью 231 млн. грн., то есть обворовало угольные предприятия на 231 млн. грн., а для выплаты заработной платы шахтерам пришлось в конце года забирать бюджетные средства из числа выделенных на техническое переоснащение и реструктуризацию. В целом это убыток для государства в сумме 231 млн.грн.

 

Ценовая политика ГП «Уголь Украины» должна согласовыватся с Министерством в соответствии с получаемой господдержкой, но, к сожалению, она не согласовывается, и потому ГП «Свердловантрацит», которое всегда было донором отрасли, устанавливается сама высокая цена. И понятно, с какой целью: так называемой куратором отрасли реализуется «мусор» своих фирмочек как раз через это предприятие и по его ценам, зарабатывая при этом на каждой тонне «мусора» по 500 грн. Для этого и нужная лаборатория ОФ «Новопавловская».

В отрасли есть ГП «Укрвуглеякість», которое создано для контроля за качеством угля как на шахтах, фабриках, так и на площадках потребителей. Предприятие имеет опыт работы, специалистов, лаборатории, но не хочет играть под дудку ГП «Уголь Украины». Поэтому срочно понадобилось заменить данное предприятие, в целях чего был подписан договор с сомнительной фирмой из Луганска ООО «Сучасна сертифікація та інспекція», которой производят предоплату в ноябре-декабре в сумме 225 тыс. грн. за услуги. Проводится также непонятный и непрозрачный обмен углем с ООО «Донбасская топливно-энергетическая компания» и ЗАО «Павлоградуголь» через ОАО «Західенерго».

Одной из самих распространенных схем являются так называемые откаты за оплату продукции. Руководство ГП «Уголь Украины» четко определяет генеральным директорам плату за получение средств (20% от суммы), а непослушных карают. При этом страдают шахтеры, не получающие заработанных кровью и потом денег. Так, перед ГП «Добропольеуголь» задолженность на 1 января 2009 года составляла 30,5 млн. грн., перед шахтой «Белозерская» - 7,7 млн.грн., ГП «Селидовуголь» -5,6 млн.грн. Из-за старых долгов размер откатов вырос до 70%.

Еще одной коррупционной схемой деятельности ГП «Уголь Украины» является закупка рядового угля с последующим его обогащением и перепрофилированием по потребителям, что существенно влияет на цену закупки. Например, в настоящее время закупается рядовой уголь у ГП «Добропольеуголь», вследствие чего наносятся убытки государственному предприятию. В 2008 году предприятие потеряло 20 млн. грн., которые в итоге были возмещены бюджетными средствами. 

При так называемом кураторстве отрасль стала неуправляема, и государству нанесены колоссальные убытки - свыше 1,5 млрд. грн. А ведь в период кризиса денежные средства должны быть контролируемы и тратиться рационально. Финансовая дисциплина на предприятиях оставляет желать лучшего. Заработную плату выплачиваем с большими потугами, задействуя все механизмы, но на местах к этому относятся неоднозначно. При выплате заработной платы не платят в Пенсионный фонд, не платят в бюджет подоходный налог. На сегодня при выплаченной заработной плате работникам не оплачено в Пенсионный фонд - 359,8 млн. грн., в фонды социального страхования - 100,6 млн.грн., подоходного налога - 104,5 млн.грн.

Крупнейшие должники: ГП «Ровенькиантрацит» - 83,9 млн. грн., ГП «Макеевуголь» - 106,6 млн. грн., ГП «Львовуголь» - 29,8 млн. грн., ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» - 32,4 млн. грн., ГП «Селидовуголь» - 15,4 млн. грн. В феврале при получении бюджетных средств для выплаты заработной платы незаконно были сняты средства с ГП «Дзержинскуголь» и ГП «Артемуголь» по 10 млн. грн. с каждого, которые планировалось направить на уплату электроэнергии, и направлено ГП «Макеевуголь» и ГП «Луганскуголь» по 10 млн. грн. каждому, при этом не спросив руководителей, на что они потратили средства от реализации. Средства направлены решением Первого заместителя министра С. П. Офицерова незаконно.

Отраслью руководят малолетние «менты» и бывшие сборщики металлолома. Министерство – орган исполнительной власти – превратили в карательный орган с коррупционным уклоном. Людей на местах запугивают, пишут никому непонятные акты проверок, которые потом за определенную сумму исчезают. Сняты все специалисты, которые понимают роль министерства и всегда ратовали за его престиж. На все должности расставлены свои работники, которые не имеют никакого понятия о том, что такое угольная отрасль. Погубить отрасль можно очень быстро, но поднять ее после этого цунами будет очень тяжело! Министр не руководит отраслью, ее руководят те, кто ни за что не отвечают, каждый вечер приезжая в министерство и выдавая наряды на следующий день. Они указывают, кого освободить, куда отправить средства от реализации, как разделить бюджетные средства. А тем, кто не покоряется, можно устроить и провокацию.

На сегодня я единственный начальник управления, который не соглашается с тем, что происходит в Министерстве. Кроме того, я как главный бухгалтер не могу допустить наглого грабежа и развала отрасли, которой я отдала 33 года, из которых 15 лет работе в Министерстве. 

В июле в ответ на мое категорическое требование создается комиссия относительно проведения внутреннего контроля. Данную комиссию возглавил заместитель Министра А.В.Корзун. Комиссия обнаружила массу нарушений ведения делопроизводства в министерстве, массу незаконных приказов, распоряжений и разного рода разрешительных писем. Это все сильно не понравилось кураторам отрасли. И против меня была начата планомерная и жесткая война.

Уже в сентябре Бундуковым О. В. создается комиссия и издается распоряжение Министра «О проведении проверки деятельности начальника Управления бухгалтерского учета, отчетности и бюджетного финансирования Лесик Л.С.», куда включается 13 человек. Мало того, они включают туда Мирончикову Л. О. указав, что это специалист Минуглепрома. Хотя на самом деле она никогда не работала в Минуглепроме, и была за кражу бюджетных средств освобождена мной от должности главного бухгалтера «ГП ЦЗК Вуглеторфреструктуризация».

Только после вмешательства заместителя Министра А. В. Корзуна и моей докладной Министру данное распоряжение было ликвидировано, но борьба со мной на этом не закончилась. Последней каплей яда, брошенной мне в душу, стала ликвидация письма, подписанного Министром на продление мне сроков государственной службы. Мало того, меня хотели еще и поймать на взяточничестве, для чего была затеяна афера с предложением мне взятки. Однако провокация с треском провалилась.

Во всеуслышанье заявляю, если в отрасли останется все по-старому, я оставляю за собой право обратиться, как главный бухгалтер отрасли, в Генеральную прокуратуру, СБУ, к Президенту, и в средства массовой информации. Свои права и честь я буду отстаивать и защищать.

Леся Степановна ЛЕСИК, начальник Управления бухгалтерского учета, отчетности и бюджетного финансирования Минуглепрома