”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (0 додано)

Россия начинает поиск компромисов

Geostrategy on Грудень 09,2014

image

По оценкам аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy, в российской экспертной среде начинают появляться процессы, пока что очень осторожные, которые свидетельствуют о желании прекратить безумие, происходящее в российско-украинских отношениях. Безумие, рожденное стремлением российского президента Влидимира Путина и ограниченного круга российских генералов времен СССР отомстить США и Европе за некие обиды, нанесенные России в течение последних двух десятилетий.

Все происходило, как в американском легендарной фильме «Вспомнить все»: российское руководство одним махом решило отомстить Брюсселю и Вашингтону за расширение НАТО и Европейского Союза за счет стран Балтии и бывшего соцлагеря, отомстить за Ирак, Сирию и «арабскую весну», за разрешение разместить американскую военную базу в Кыргызстане и систему ПРО в Европе, за пролет НАТОвских самолетов через российскую территорию в Афганистан, за сланцевую революцию, за давление США на ОПЕК, за мировой финансово-экономический кризис, за поддержку ополченцев во время двух чеченский войн.

Группа Geostrategy остается убежденной в том, что в конфликте в Крыму и на Донбасс виноваты именно российские военные и, в меньшей степени, представители спецслужб. Именно они нашептывали Путину, что НАТО слишком близко подошло к Российским границам, что Запад плетет заговор против Путина, что проамериканский мировой порядок нужно менять, и делать это необходимо безотлагательно.

На президентских выборах в 2015 году бывший украинский президент Виктор Янукович имел 100% шансы на проигрыш. Планировалось использование отработанных схем фальсификации и «победа» Януковича, несомненно, всколыхнула бы украинское общество; часть Восточных областей Украины и Крым, поддерживаемые Россией, отделились бы, и там стал вечно править Янукович.

 Но генералитет просчитался. А Евромайдан окончательно спутал Путину все политические карты, навязал, таким образом, свою Евромайдановскую игру.

В конце концов, Украина оказалась крепче, чем об этом говорили Янукович и его команда (бывшие министры обороны – Ежель, Саламатин и Лебедев, главы СБУ – Калинин и Якименко и Службы внешней разведки – Ильяшов), которая, начиная с 2010 года, сливала всю секретную информацию о системе обороны Украины своим московским кураторам. Запад оказался жестче, чем был во время грузинско-российской войны 2008 года. Да и Европейский Союз, к удивление Москвы, также не развалился под весом мешков с долларами, которые отсылались симпатикам России, живущим в странах Евросоюза.

И Путин сел в лужу. Во время его обращения к Федеральному собранию 4 декабря было видно, что его риторика уже не нова, рецептов по выводу России из финансового кризиса не имеется, паника в российской среде возрастает, а кровавый бунт в Грозном, как раз в преддверии ежегодного обращения, послал российской власти четкий сигнал – она постепенно, но неумолимо теряет контроль над внутренними процессами.

Грозненский привет Путину – очень серьезный. Ведь Путин начинал свою президентскую карьеру с Чеченской войны, на ней он въехал в Кремль. не исключено, что на ней он из Кремля и выедет.

Понимая глубину последствий, российское экспертное сообщество, которое также страдает великорусского шовинизмом, все же начало процесс альтернативного мышления.

Проанализировав материалы на украинскую тематику, опубликованные на страницах принципиальных российских политологического и исследовательских центров, аналитики группы Geostrategy сделали вывод о том, что процесс поиска выхода из тупиковой ситуации все же начался. Во всяком случае, из материалов российских исследовательских центров исчезли призывы к формированию так называемого «русского мира» силовым путем, нет текстов о формировании Евразийского союза под председательством РФ, да и об успехах в деятельности Таможенного союза как альтернативы Европейского Союза уже никто не вспоминает.

Зато появляется все больше материалов о том, как с минимальными потерями выйти из сложного украинско-российского кризиса, а также начать выстраивать с новой Украиной хоть какие-нибудь приличные отношения.

Сценарии выхода из тупика

Российские эксперты считают, что нынешний кризис стал самым серьезным и опасным вызовом для европейской безопасности после распада Югославии и серии этнополитических конфликтов на Балканах. Это событие соединило в себе наиболее масштабное противостояние России и Запада с момента окончания холодной войны, российско-украинские противоречия из-за Крыма и юго-восточных областей Украины, а также трансформацию украинского государства в сторону формирования жесткого контура национальной идентичности. Вокруг Украины столкнулись интересы ключевых игроков – России, ЕС, США, что обусловило выход этого, по сути, внутригосударственного кризиса на глобальный уровень.

По мнения российских исследователей, в настоящее время кризис имеет несколько измерений.

Во-первых, это противоречия в отношениях между Западом и Россией, вызванные глобальными проблемами: конкуренцией на постсоветском пространстве, стремлением России не допустит глобального военного превосходства США и переформатировать американоцентричный мировой порядок.

Во-вторых, это российско-украинские противоречия, в рамках которых Россия Рассматривает Украину как свою сферу влияния, важный элемент своих интеграционных проектов, фактор, в значительной степени обеспечивающий консолидацию общества внутри России на основе эксплуатации тезисов об общей истории и общей исторической памяти. Украина, в свою очередь, стремится сформулировать и выстроить собственный государственный проект, видя в России тормоз для достижения этой цели.

Наконец, в-третьих, это вооруженный конфликт на Донбассе.

Исходя из этого, российские политологи предлагают свои рецепты выходи из сложившейся ситуации. Эти сценарии условно можно разделить на следующие.

Сценарий-1: децентрализация

Реализация этого сценария развития кризиса наименее вероятна, особенно после саммита в Брисбене и введения Украиной экономической блокады Донбасса. Тем не менее, данный сценарий может быть осуществлен только как часть более широкого пакетного соглашения, затрагивающего, в том числе, и судьбу Крыма. Учитывая, насколько далеко зашел конфликт, а главное, насколько серьезен кризис доверия между всеми вовлеченными сторонами, сегодня можно говорить только о возможных алгоритмах и первых шагах, направленных на реализацию этого сценария.

В обмен на приостановление санкций и снятие с повестки дня крымской темы (даже при условии, что Запад вряд ли официально признает факт присоединения Крыма), Россия соглашается на территориальную целостность Украины при условии широкой децентрализации, вероятно, с элементами федеративного устройства, но при сохранении де-юре Украины как унитарного государства.

Децентрализационно-компромиссный сценарий предусматривает несколько стержневых параметров. Среди них: обсуждение с Западными партнерами и с Украиной ее внеблокового статуса при одновременном отказе России от активного сопротивления европейскому вектору украинской политики. По мнение аналитиков группы Geostrategy, впервые в новейшей истории в российском экспертном сообществе начал звучат тезис о том, что Москва должна наконец прекратить видеть в стремлении Украины интегрироваться в Евросоюз угрозу Российским интересам. Этот сигнал – очень важен. Ведь таким образом для Украины открываются перспективы для переговоров с Россией, основой для которых станет постулат в неизменность курса на евроинтеграцию.

Но не стоить строить иллюзий по поводу того, что в рамках этого сценария Москва откажется от вопроса о признании официальным Киевом так называемых ДНР и ЛНР. Как отмечают российские эксперты, наиболее позитивным сценарием для России было бы перевести конфликт в статус умеренно «замороженного», одновременно вынудив Киев к переговорам с ДНР и ЛНР об их статусе в составе Украины. Москва при этом отдает себе отчет в том, что для этого необходимо, во-первых, политически нейтрализовать наиболее радикальных лидеров ополченцев и затем выдвинуть на первые роли умеренных, готовых к диалогу с Киевом, во-вторых, сформировать такую повестку дня со стороны ДНР и ЛНР на переговорах, которая бы предусматривала возможность вхождения этих регионов в состав Украины на основе глубокой децентрализации. Это позволило бы Москве не брать на себя в полном объеме обязанности по восстановлению инфраструктуры, сформулировать более сильную позицию относительно внеблокового статуса Украины, минимизировать активность Украины в крымском вопросе, а также добиться смягчения позиции Киева в отношении Приднестровья.

При этом большинство российских аналитиков признают, что на признание ДНР и ЛНР в рамках данного сценария Россию не пойдет. Очевидно, риски слишком велики, ведь в таком случае на Путина обрушится масса критики, а санкции Запада будут лишь усилены.

Данным сценарием Россия, по мнению аналитиков Geostrategy, стремится во что бы то ни стало достичь того, чтобы крымский вопрос был вынесен за скобки переговоров и снят с повестки дня на долгие годы. При этом должны быть выработаны формы признания того положения Крыма де-факто в составе России, которое сложилось сегодня.

Крымская ковырялка, о которой уже писали группы, таки действительно стоит очень дорого – и в политическом, и в экономическом аспектах.

Сценарий-2: Конфронтационно-силовой

Этот сценарий предполагает нарастание военно-политического конфликта на Донбасс с возможным расширением прямого или косвенного участия в нем России, США и их союзников по НАТО. Здесь речь может идти либо о срыве «Минского процесса», либо о частичном нарушении его пунктов. Такое наступление будет подаваться не только как завершение начатой в апреле 2014 г. антитеррористической операции (АТО) и борьба с сепаратистами, но и как противодействие России, ее имперской политике и оккупации. Данное наступление может быть поддержано Западом, Который сам не готов к открытому военному противостоянию с Москвой.

Это повторение сценария «Сербская Краина-1995» , когда хорватские Вооруженные силы и добровольческие формирования при военно-политической и информационной поддержке США и их европейских союзников сокрушили инфраструктуру непризнанной Республики Сербская Краина и добились «восстановления территориальной целостности» страны без многолетних переговоров, уступок и компромиссов.

Если Россия, опасаясь дальнейших санкций со стороны Запада или возможного втягивания НАТО в конфликт, примет подобный вариант, это будет означать самое мощное поражение Москвы на постсоветском пространстве. Оно станет не только политическим, но и военным поражением.

Такой итог будет чреват снижением популярности государственной власти внутри РФ и ростом недовольства действиями Кремля (в этом проявлении могут сойтись крайние позиции противников всякого вмешательства в украинские дела и «империалистов», заинтересованных в «марше на Киев»).

Это если не поставит крест на проектах Евразийской интеграции, то укрепит неопределенность в их конечной реализации. Ближайшие союзники Москвы (такие, как Армения и Таджикистан), видя ненадежность России, начнут интенсивные поиски геополитических компенсаторов. Такое развитие ситуации поставит вопрос о статус-кво в Закавказье (Нагорно-Карабахский конфликт, Абхазия, Южная Осетия), поскольку придаст дополнительные импульсы активности грузинской и азербайджанской дипломатии. Нельзя исключать, что «сценарий Краины» будет воспроизведен (в случае его реализации на юго-востоке Украины) и Азербайджаном.

Российские аналитики делают заключение о том, что силовой сценарий решения конфликта на Донбассе будет очень дорого стоить Москве. Помимо приобретения «европейского Сомали» на Донбассе, Путин получает новые санкции Запада и новые обязательства по обустройству Донбасса. В условиях, когда за несколько месяцев рубль потерял более 40%, финансировать Донбасс просто будет не из чего.

Конечно, при таком развитии событий значительно возрастет вероятность признания Москвой так называемых ДНР и ЛНР в качестве независимых государств или мультипликация крымского опыта. Это автоматически будет означать новые санкции и ухудшение экономического положения внутри России, поскольку к негативным последствиям санкций добавятся и значимые социально-экономические обязательства по восстановлению Донбасса. А ведь только в нынешней конфигурации две «народные республики» контролируют территорию, по площади вдвое превышающую Абхазию, а по населению почти вдвое большую, чем Крым и Севастополь.

Сценарий-3: статус-кво

Российские исследователи считают, что именно сценарий сохранения статус-кво представляется на сегодняшний день наиболее вероятным. Это не исключает его совмещения с более негативными трендами или компромиссными вариантами, но основным вектором будет, скорее всего, именно «глубокая заморозка» конфликта как в разрезе ситуации на юго-востоке Украины, так и в рамках российско-украинских отношений и отношений России и Запада.

Данный сценарий предусматривает замораживание решения вопроса о статусе так называемых ДНР и ЛНР. В рамках этого сценария Россия попытается сформировать властную вертикаль в этих непризнанных республиках и продолжит оказывать большое влияние на их внутриполитическую жизнь.

Россия также станет донором ЛНР и ДНР, гарантирующим выживание населения в зимний период и в течение 2015 года, и во многом возьмет на себя задачи по восстановлению инфраструктуры. Поддержка ДНР и ЛНР будет не просто элементом давления на Киев, но и попыткой выстроить политическую систему по «Приднестровскому образцу», с постепенным сокращением роли полевых командиров.

По мнению российских аналитиков, в рамках сценария «глубокой заморозки» Украина не пойдет на официальные переговоры с властями ДНР и ЛНР, а сосредоточится на выстраивании оборонительной линии, накапливании войск и военной реформе. Особое внимание будет уделено восточным регионам страны, в том числе экономической помощи и децентрализации в украинских частях Донецкой и Луганской областей. Это во многом будет соревнование эффективности управления и восстановления инфраструктуры между Украиной при поддержке Запада и непризнанными республиками при поддержке Москвы.

Российская сторона признает, что реализация всех глобальных проектов со стороны России будет затруднена санкциями и общими негативными тенденциями в экономике. В случае реализации данного сценария санкции не только сохранятся, но и, возможно, усилятся. Также стоит ожидать обмена резко заявлениями между сторонами, нового витка газового конфликта с конца весны 2015 г., общего экономического давления России на Украину. В украинских СМИ будет сохранен образ России-врага, а в российских – образ Украины как агрессивной антироссийской страны (теперь уже с меньшей риторикой о нацизме и бандеровщине, учитывая результаты украинских выборов). Следует также ожидать периодических обстрелов и проявлений снайперской активности на линии противостояния вооруженных сил Украины и сепаратистов.

И лишь так называемый «фактор Боинга» (трагедия с самолетом Малазийских авиалиний летом этого года сорвал планы Путина по захвату реально большей территории на Юго-Востоке Украины), по мнение аналитиков Geostrategy, может качнуть маятник конфликта в сторону одного из трех вышеописанных сценариев.

Сказать, что это может быть, сегодня вряд ли кто возьмется. Кроме тех, кто такие сценарии уже пишет – то ли в Москве, то ли в Киеве, Брюсселе и Вашингтоне.

Выводы

Ситуация с Крымом и Донбассом зашла действительно очень глубоко. Окончание политической карьера Путина уже предопределено. Как бы ни развивались события, уже понятно, что реализация вышеупомянутых сценариев со стороны России будет затруднена санкциями и общими негативными тенденциями в экономике. Санкции не только сохранятся, но и, возможно, усилятся. При этом ставка Путина на раскол в ЕС и отказ от санкций вряд ли оправдается, хотя это не исключает освобождения от санкций отдельных компаний и направлений по решению правительств ряда стран. Тем не менее, общий санкционный курс будет сохранен, и российская экономика и дальше будет находиться под серьезным давлением.

Очевидно, что Россия окажется перед необходимостью выживания в условиях долгого противостояния с Западом. С международно-правовой точки зрения вопрос о Крыме останется нерешенным, и России в обозримой перспективе не удастся добиться от Запада уступок по Крыму.

Перед Украиной, наоборот, стоят совершенно иные задачи: в условиях заморозки конфликта на Донбассе и временной потери Крыма ни на секунду не останавливать курс на реализацию реформ. Уже в начале следующего года Европа и США будут спрашивать Киев в том, что ему удалось сделать в плане реализации комплексных реформ. Аналитики Geostrategy рискнули предположить, что разговор Киева с Брюсселем и Вашингтоном не будет очень приятным для украинской стороны. Но это и хорошо – ведь страна не имеет права упустить шанс для проведения внутренних преобразований. Этого хочет не только зрелое украинское общество, но этого требует и сложное время.

 Украина должна создать новейшую историю успеха, которая, как магнит, притянет назад не только Крым и Донбасс. Это история должна вдохновить также российское общество на изменение заскорузлого политического режима Путина.

http://geostrategy.ua/node/932


1205 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всього 10 голосів)
comment Коментарі (0 додано)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua