”Iнформацiйно-аналiтична Головна | Вст. як домашню сторінку | Додати в закладки |
Пошук по сайту   Розширений пошук »
Розділи
Архів
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поштова розсилка
Підписка на розсилку:

Наша кнопка

Наша кнопка

Яндекс.Метрика


email Відправити другу | print Версія для друку | comment Коментарі (0 додано)

«Он един, Он для всех, и все мы – дети Его!»

image

Есть страны, которым повезло с местоположением. А если еще и климат хорош, и перекресток путей, и водные дороги, и ресурсы… Таким странам изначально определена судьба неординарная, яркая. К ним можно отнести Турцию, раскинувшуюся на две части света – Европу и Азию. На этот лакомый кусок земли претендовали по очереди многие народы и правители. Поэтому в Турции вы найдете и гробницы хеттов, и культурные следы античной цивилизации, и остатки римских акведуков, и православные храмы, и изящные постройки, покрытые по фронтону волнистой арабской вязью. На этой земле сменили друг друга три величественных империи: персидская, византийская и османская.

В рамках нового проекта ЮНЕСКО, который объявил Стамбул столицей Европейской культуры на 2010 год, готовится грандиозная программа. Стамбул, насчитывающий сегодня 15 миллионов жителей, выиграл конкурс на это звание среди 20 европейских столиц, в числе которых был и Киев, и уже начал подготовку к предстоящим мероприятиям. Немалую роль в том, что Стамбул выиграл конкурс, сыграло то, что Турцией была представлена очень оригинальная программа.

Как известно, философская мысль – и древнеиндийская (в рамках школы санкхья), и древнегреческая  (в лице милетцев и Эмпедокла) еще в начале человеческой цивилизации разработала теорию 4 элементов, из которых состоит все сущее – это огонь, вода, воздух и земля. В соответствии с этими «началами философии» организаторы проекта предполагают провести его в 4 этапа.

Период земли – с 1 января по 20 марта. В этот период будут проведены мероприятия, оценивающие культурное наследие Стамбула прошлого в новом аспекте.

Период воздуха – с 21 марта по 21 июня. Весенние месяцы были определены как «воздушные» в связи возвышающимися к небу минаретами и звоном колоколен. В этом периоде состоятся мероприятия, посвященные культурному диалогу между тремя мировыми религиями, пустившими корни на земле Турции – иудаизмом, христианством и исламом.

Период воды – с 22 июня по 22 сентября. В летние месяцы делается акцент на воду и море, которые разделяют и объединяют Стамбул и столетиями открывают его внешнему миру. Побережье Золотого рога и Босфор станут ареной программ, посвященных культуре, связанной с водой, то есть парусному спорту, маринистике и так далее.

Период огня – с 23 сентября по 31 декабря.  В осенние месяцы на переднем  плане окажется важный элемент «огонь» - инструмент преобразований, превращающий воду в пар, песок в стекло, дерево в пепел. В данном периоде состоятся  мероприятия, касающиеся современных искусств и новых поисков в  искусстве.

Эта концепция показалась настолько неординарной, что сразу выдвинула Стамбул в основные лидеры и привела к победе в конкурсе.

Стамбул уже колоссально выиграл от подготовки к проекту. Деньги на его проведение дало турецкое государство. Это было сделано таким образом. Один процент от каждого проданного в стране литра нефти пошел на проект и, таким образом, было собрано на сегодня миллиард евро. Из них 60 процентов пошли на благоустройство города и его подготовку к празднованиям, 10 процентов на постройку нового здания оперы, и остальное – на сами мероприятия. В планах городской мэрии – освободить город от рушащихся ветхих зданий и заменить их современными постройками.

Серьезная проблема Стамбула – молодежь. Ее в 15-миллионном городе  половина населения. А это значит, что младших надо отвлечь от улицы, старшим предоставить работу. Поэтому многие мероприятия буду направлены на работу с молодежью.

Большая надежда в этом плане возлагается на религиозные организации. Стамбул исторически является центром трех мировых религий, которые в отличие от остальных мест нашей земли, уживались здесь всегда мирно.

Мало какая современная страна может похвалиться столь яркой и неординарной историей. Начиная с каменного века, Турция была колыбелью многих цивилизаций. Первое известное нам на этой земле государство было создано хеттами в период приблизительно с 1850 по 1200 гг до н.э. Во главе пантеона языческих богов хеттов, который включал и божества дохеттской Анатолии, стояла богиня Солнца Аринна и бог погоды Хаттиль. Художественные и ритуальные формы хеттской религии бесследно не ушли и оставили свой отпечаток на более поздних верованиях анатолийцев. Хеттское царство было опустошено варварами.

В VIII в до н.е. на месте Хеттского государства возникла Фригия, основанная предками армян фригийцами – народом, родственным фракийцам, населявшим европейскую часть нынешней Турции. Конец Фригийского царства был трагическим. Около 700 г до н.э. его смели с лица земли кочевники-киммерийцы с Кавказа. На месте фригийского государства возник ряд других, серди которых Лидия и Ликия. Здесь же, на анатолийском побережье в греческих колониях зарождается и расцветает древнегреческая цивилизация, также языческая, но подарившая человечеству образцы высочайшей культуры.

В 6–5 в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью в течение трех столетий – до вторжения войск Александра Македонского в 334 до н.э. (В музее археологии в Стамбуле находится его саркофаг, грандиозное по размерам и художественной выразительности произведение древних зодчих). При преемниках великого полководца в Эллинистический период Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В культурном слое того времени – IV века до н.э. – на территории города Сардос находят остатки иудейских синагог – первые культовые сооружения монотеизма. Тогда же начинается проникновение на эту территорию Рима, который к середине 1 в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона. Римское владычество принесло с собой великолепные храмы, акведуки, бани, другие сооружения культуры позднего эллинизма. Мы даже можем увидеть полуразрушенный, но довольно вместительный общественный туалет второго века до нашей эры!

В течение следующего тысячелетия как европейская, так и азиатская части современной Турции входили в состав Римской империи. Раскол Римской империи в 230 году сделал столицей ее восточной части город Византион, названный Константинополем (нынешний Стамбул) в честь римского императора Константина Великого, принесшего на территорию Турции христианство. С этого момента начинается ее христианская история. Большая часть Турции оставалась под властью Византии (названной так в 19 веке по первому имени Константинополя) вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в 11 в.

В 1054 году христианство разделилось на две ветви, католицизм (западное течение) и православие (восточное течение), Константинополь остался православным и до сего дня играет роль центра православия всей земли. Именно в Константинополе (Стамбуле) находится резиденция православного эйкуменика (первого среди равных) – патриарха Варфоломея.

29 мая 1453 года султан Мехмет Второй завоевал Константинополь и сделал его своей столицей. На землю Турции пришел ислам, начался период Османской империи, который характеризовался довольно мягким отношением к проживавшим на территории Турции христианам, считавшимися подданными турецкой империи и свободно исповедовавшими свою веру.

Османская империя просуществовала до 1923 года, когда один из рядовых турецких клерков Мустафа Кемаль Ататюрк поднял восстание против монарха, свергшее последнего султана Турции, и установил республиканское правление в стране, выведя ее из средневековья сразу на общеевропейский уровень. Религия была отделена от государства, а затейливую арабскую вязь на письме сменил латинский алфавит, куда более приспособленный к нуждам современного турецкого языка. Например, в связи с отсутствием в арабском алфавите гласных букв многие слова и понятия современного мира, хлынувшие в турецкий язык, не могли найти в арабском письме адекватного обозначения звуков.

Так началась история современной Турции – 38-го по счету государства на этой земле.

Сегодня особый интерес вызывает происходившее в течение многих веков соприкосновение и взаимовлияние трех мировых религий, соседствующих на территории Турции: иудаизма, христианства и ислама.

Контакты Киевской Руси и Константинополя имеют разнообразную историю, отголоски которой мы находим даже у Пушкина, чей вещий Олег прибил свой щит «… на воротах Царьграда». Но еще более захватывающей и драматичной стала история взаимоотношений славян и турков во время Османской империи. Разделенные всего лишь территорией Черного моря длиною чуть больше 600 километров, и те, и другие практиковали постоянные набеги друг на друга за пленными и военной добычей. Бывали периоды и братства, когда даже турецкие полки встали на защиту запорожских казаков от польской шляхты, но чаще это были крупные и мелкие военные стычки за территории (Крым) и сферы влияния.

Итак, мы видели, как  на территорию нынешней Турции пришло христианство и затем, его сменил ислам. Мы помним, как в культурном слое города Сардос нашли остатки иудейских синагог, относящихся к IV веку до нашей эры. Как же получилось, что впоследствии иудаизм стал одной из центральных религий Турции?

Начало этой истории было положено в 1492 году. Испания представляла тогда собой  великую империю,  владычицу морей, экспортера толедской стали,  шелков и хлеба. Страна жила, пребывая в роскоши. Развитие внешней торговли привело к обогащению торгового сословия, значительную часть которого составляли евреи. Естественно, земли, бывшие в их собственности, не могли не привлекать внимание инквизиции, для которой эти богатства были лакомым куском. В конце 15 века инквизиция стала оказывать давление на испанскую власть, требуя подписать указ об изгнании евреев, что позволило бы ей наложить лапу на их капиталы, земли, дома и другое имущество. Долгое время король Фердинанд противился этим намерениям. Но в 1492 году роковой указ был подписан. Страну покинуло огромное количество трудолюбивых земледельцев, искусных ремесленников, врачей и ученых. Турецкий султан Баязет Второй сказал тогда фразу, ставшую исторической: «Фердинанд – дурак. Изгнав евреев, он разорил свою страну и обогатил мою». Так в Турцию пришел иудаизм. А сама страна пополнилась на 350 тысяч в большинстве своем высокообразованных граждан, что по тем временам было очень много. Для сравнения скажем, что вся Анатолия в то время насчитывала 5 миллионов человек. Баязет расселил евреев крупными общинами в Измире, Стамбуле, Бурсе, Адане, Эдирме, Софии и Салониках, входивших тогда в состав османской империи, снабдил их деньгами на первое время (мы бы их сейчас назвали подъемными) и жильем.

Вот такой извилистой и многогранной была  религиозная история Турции, и возможно именно благодаря ее разнообразию на этой земле веками мирно уживались разные культы и мировоозрения.

Сейчас в Стамбуле 150 христианских храмов (из которых 60% православные, и 40 – католические, 30 синагог и несколько сотен мечетей.  Вообще соседство мечети, церкви и синагоги – не редкая для Стамбула картина.

Сейчас мы видим, что Турция, совершив резкий скачок из средневековья в 20-ый век, сохранила присущую именно ей мягкость и веротерпимость средневекового ислама, что, по сути, является хоть и более ранней, но и более прогрессивной форма мусульманства, чем формы исламского фундаментализма, расцветшие ныне на просторах таких стран, как Афганистан, Пакистан, Ирак и многих других. Опыт Турции в вопросах веротерпимости и сотрудничества религий приобретает особое значение  в контексте происходящей активизации и роста влияния исламских экстремистов, представляющих собой пусть немногочисленную, но весомую прослойку мусульман мира. 

Некоторые ученые считают, что исламская цивилизация проходит те  же ступени развития, что и цивилизация христианская, только на семьсот лет позднее. Соответственно этим представлениям, ислам уже прошел период аналогичный «раннему христианству», период его унижений и гонений, затем второй период, аналогичный христианскому «средневековью»,– период становления в роли мировой религии, и переживает сейчас период реформации.  Если это так, то вспомним, что следствием подобных процессов в западном христианстве стало не только появление протестантизма, но и, в качестве ответной реакции, радикализация католицизма, усиление его борьбы против как иноверцев, так и «неправильных христиан», так называемых «еретиков» вплоть до массового их уничтожения. Собственно,  Варфоломеевская ночь отличается от событий 11сентября 2001 года только лишь техническим уровнем вооружения и коммуникаций да уровнем глобализации. А если так, то не исключено, что прогнозируемая третья мировая война станет следствием борьбы между радикальными исламистами за мировое господство ислама и антитеррористическим сопротивлением, которое ведут прогрессивные страны.

Правда, есть надежда, что если христианство, в свое время, «переболело» радикализмом со всеми вытекающими из него ужасами, инквизицией, охотой на ведьм, истреблением катаров и так далее, то возможно, что и ислам «переболеет» и снова войдет в свое русло миролюбия и терпимости.

Однако, поскольку страны «прогрессивного ислама» проявляют гораздо больше спокойствия, пассивности в пропаганде своей идеологии, дают свободу сознательного выбора веры, то равновесие между радикальным и модерным исламом может склоняться постепенно в пользу ортодоксов. Ортодоксы всегда радикальнее, жестче, воинственней реформаторов, поскольку опираются на традицию и на естественное желание людей сохранить свою этническую и религиозную аутентичность, а не на новые, еще не пустившие корни, идеи. А это означает, что ислам в некоторых регионах становится воинственной религией, и роль Турции как примера религиозной терпимости возрастает.

Поэтому надо использовать все возможности, предоставляемые проектом «Стамбул – столица европейской культуры 2010», чтобы на его примере показать исконные традиции настоящего миролюбивого ислама – религии мира и братской любви.

Интересным примером может послужить история грандиозного памятника зодчества и культуры – музея Айя-София в Стамбуле. Построенный в 537 году последний вариант православного собора, бывший на тот момент самым грандиозным христианским культовым зданием, претерпел после этого множество изменений. По преданию, император Юстиниан, построивший собор с высотой купола 55 метров, держащийся без колонн, только за счет оригинальной конструкции, войдя внутрь, вознес руки кверху и воскликнул: «О, Соломон, я превзошел тебя!». Император имел в виду, что до этого самым величественным культовым зданием веры в единого Бога, Творца всей вселенной, был иудейский храм в Иерусалиме, построенный царем Соломоном.

До сих пор масштабы этой постройки, красота ее пропорций и ее величие поражают воображение человека. В 1453 году, завоевавший Константинополь султан Мехмет Второй велел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. Однако храм не был разрушен, его замечательные множественные фрески с ликами святых не были сняты и разбиты. К собору были пристроены 4 минарета и внутри заменен алтарь, смотревший по христианскому обычаю на восток, на мусульманский алтарь, смотревший на юго-восток, то есть на священный для мусульман камень – Каабу в Мекке. Да еще добавлены медальоны с именами пророков на арабском языке. Несмотря на то, что в исламе запрещено изображать людей и животных, фрески с изображениями святых не были уничтожены. По исламскому обычаю, иудейские и христианские пророки так же уважаемы, как Мухаммед, отличие состоит в том, что Иисуса мусульмане не считают сыном Бога, а смертным человеком-пророком. Таким образом, сохранение золотых фресок в храме может служить примером турецкой, мусульманской терпимости.

В 1935 году по декрету Ататюрка Айя-София была объявлена государственным музеем  и в настоящее время в ней проводятся грандиозные реставрационные работы.

Мне довелось поговорить с несколькими верующими, как мусульманами, так и христианами, турками по национальности. Все они дали приблизительно одинаковое определение веротерпимости: - А разве иудеи и христиане отличаются по вере от мусульман? Все мы верим в единого Бога! Он един, Он для всех, и все мы – дети Его!»

Хорошо бы второй период Стамбульских празднеств – Период воздуха, стал торжеством подлинной терпимости и единства всех трех мировых конфессий.


2659 раз прочитано

Оцініть зміст статті?

1 2 3 4 5 Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00Rating: 5.00 (всього 9 голосів)
comment Коментарі (0 додано)
Найпопулярніші
Найкоментованіші

Львiв on-line | Львiвський портал

Каталог сайтов www.femina.com.ua